Новости с сайтов-партнеров

МИНКУЛЬТУРЫ ЧУВАШИИ: ОБНОВЛЕН СПИСОК ЧУВАШСКИХ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.06.2017 12:12

Список здесь.

Источник новости: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=12&id=910203

АЙГИ ТЕПЕРЬ И НА ЭСТОНСКОМ

08.06.2017 10:52
АЙГИ ТЕПЕРЬ И НА ЭСТОНСКОМ

В коллекции «Айгиана» Национальной библиотеки Чувашской Республики появилась новая, изданная в Эстонии, книга стихотворений Г. Айги, напечатанных параллельно на эстонском и русском языках:

Это первая книга Г. Айги на эстонском, и сразу – такая значительная: в нее вошло 126 стихотворений, написанных в 1956-2003 гг. Объемное издание, иллюстрированное графическими работами Maris Kaskmann, снабженное комментариями и краткими сведениями об авторе, преподнесли библиотеке в дар ее давние друзья. Галина Куборская-Айги полученную от эстонских издателей книгу передала через Олега Улангина специально для Зала Г. Айги.

Напомним, что в Национальной библиотеке Чувашской Республики хранится самое большое и полное собрание изданий Г. Айги и материалов о его жизни и творчестве, названное «Айгиана», а также создан Зал Г. Айги. 

СПРАВОЧНО. Выходные данные:

Айги Г. «Чащи в лесу» / Г. Айги ; пер., коммент., послесл. Катрин Вели. – [Б. м.] : Ninniku; Фонд эстонского языка ; изд. при поддержке Культурного Фонда Эстонии, 2017. – 389 c. – (Библиотека Ninniku, кн. 14).

Татьяна Николаева

 

Источник новости: Сайт Национальн...Республики

МАРИНА КАРЯГИНА МУСКАВРАН КӗМӗЛ МЕДАЛЬПЕ ТАВРӑННӑ

08.06.2017 10:50
МАРИНА КАРЯГИНА МУСКАВРАН КӗМӗЛ МЕДАЛЬПЕ ТАВРӑННӑ

Чӑваш Енри паллӑ тележурналист, поэт, драматург Марина Карягина Пӗтӗм Раҫҫейри литература фестивалӗнче пулнӑ. Унта ӑна йӗркелӳҫӗсем йыхравланӑ. Сумлӑ мероприятие кӑҫал иккӗмӗш хут йӗркеленӗ, ун чух вӑл Крымра иртнӗ.

Хальхине чикӗ леш енчи чылай ҫӗршывран: Америкӑри Пӗрлешӳллӗ Штатсенчен, Францирен, Данирен, Польшӑран, Луганскран, Беларуҫран, Англинчен, Австринчен та та ытти ҫӗртен — поэтсем килнӗ.

Кӑҫалхи фестивале Марина Цветаева ҫуралнӑранпа 125 ҫул ҫитнине халалланӑ. Программа пуян пулнӑ: куллен ӑсталӑх сехечӗсем, ҫавра сӗтелсем, тӗл пулусемпе хӑтлавсем иртнӗ. Еврази халӑхӗсен ассамблейин пӗрремӗш съезчӗ те фестиваль вӑхӑтӗнчех иртнӗ. Марина Цветаева пурӑннӑ ҫурт-музейра поэта халалланӑ сӑвӑсене вулакансен конкурсӗ пулнӑ. Писательсен хулинче, Переделкинӑра, пултарулӑх тӗлпулӑвӗсемпе сӑвӑҫсен кӗнеке хӑтлавӗсем иртнӗ.

Фестивальте Казахстанӑн паллӑ поэтне Олжас Сулейменова ылтӑн медаль панӑ. Марина Карягинӑна вара кӗмӗл медальпе чысланӑ.

Таисия Ташней

Хыпар ҫӑлкуҫӗ: https://www.chuvash.org/news/15889.html

Источник новости: https://www.chuvash.org/news/15889.html

В ЧЕБОКСАРАХ ОТКРЫТА ВЫСТАВКА ГЕОРГИЯ ФОМИРЯКОВА

08.06.2017 10:50
В ЧЕБОКСАРАХ ОТКРЫТА ВЫСТАВКА ГЕОРГИЯ ФОМИРЯКОВА

СВОИ ЦВЕТА ОН ЗАЧЕРПНУЛ ИЗ РАДУГИ 

В Чувашском художественном музее проходит грандиозная выставка Георгия Фомирякова (Хомарека) «Сар Киль — Дом Солнца» (чувашское сарă кил «желтый, светлый дом»). Когда-то, в далеком 1988 году организовалось под таким названием содружество молодых художников, мечтавших о новом искусстве, о новых художественных практиках (Фомиряков, братья Улангины, Джалиль Гайнутдинов, Олег Романов, Геннадий Иванов-Орков). В том же году они сделали шумную молодежную выставку с инсталляциями, нефигуративными холстами, соцартовскими работами, а до нее небольшую экспозицию лирических абстракций в кинотеатре «Сеспель», в котором проходила тогда премьера фильма Сергея Соловьева «АССА».
В искусстве бывают удивительные совпадения. Ровно за сто лет до этого гениальный Винсент Ван Гог прибывает в Арль (городок на юге Франции) и снимает для жилья и мастерской «Желтый домик» на площади Ламартина, 2. Он пишет письма брату Тео, Эмилю Бернару, Полю Гогену, приглашая их к себе, чтобы вместе работать. «В мастерской, постоянными обитателями которой будем мы с Вами, но которая станет убежищем и приютом для наших сотоварищей, когда им круто придется в жизненной борьбе» (из письма к Гогену). Там, на юге, Ван Гог особо полюбил солнечный свет. Желание совместно работать и поддерживать друг друга в жизненной борьбе, наверное, было и у чувашских саркилевцев. Потом каждый пошел своим путем, но чувство «дружести» осталось, что проявлялось в сотрудничестве при проведении разных культурных акций (например, выставки-big show «2000-Белая Чувашия»).
Однако зайдем все же в «Сар Киль — Дом Солнца» Георгия Фомирякова. Принято считать его этнофутуристом. Он и сам так себя позиционирует. Вот, например, такая его дефиниция: «Это взрыв во времени и пространстве, вспышка света, соединяющая время, прошлое, будущее и пространство…» Этнофутуризм понимается им как синтез разных направлений искусства с конечной гармонией. Возможно ли это? Какой-то этнофутуризм без берегов.
Настоящая выставка, которая представляет более чем тридцатилетний путь художника со всеми его блужданиями, исканиями, открытиями новых языков самовыражения, в какой-то степени подтверждает «безбрежность» его творчества. Тем более что Фомиряков отрицает само понятие жанра, тематическую заданность произведения, приверженность одному стилю. В нем самом словно присутствуют разные художники.
Недаром он и свои работы подписывал в разное время по-разному: то просто паспортной фамилией, то родовым именем Хомарек, то Кера, то Кенин Керри. Можно попытаться выделить какие-то периоды в его творческом развитии. Вот серия литографий «Дровосеки», «Сон дровосека», «Притча пильщика» и другие. Как будто обычные трудовые занятия, но воспринимаются они как некие символические действия. Серия «Город», в которой городское пространство является не очень-то дружелюбной к человеку средой: огрубленные формы, трубы, теснящиеся здания, сумрак — отголосок «сурового стиля». Деревенская (родная чиганарская) серия картинок более светлая и веселая. Особую любовь он проявляет к домашней живности (петухи, курицы, коровы и почему-то особая симпатия к кошкам). Это начальная пора.

Потом последовал «геометрический» период. Угловатость, плоскостные решения с четко выверенным наложением цвета, жесткие прямые линии. Работы уже не являются результатом чувственного впечатления, в них виден переход к осмыслению некоторых архетипов, определяющих, по его мнению, чувашское мировосприятие. Различные варианты Древа жизни (Arbor Mundi), «Древо рода», диптих «Древо булгар: Атте-Анне (Отец-Мать)», «Киреметь», волки — белый и красный, Человек-птица, неземные женщины, длинноволосые, волоокие, в их глазах сокрыта некая мистическая тайна. Художник созидает на чувашской основе собственную мифологию (или фантасмагорию?), свой художественный мир. Сюжеты-фантазмы самые невероятные, в них можно угадывать разные смыслы и прозревать первооблик народа, его пра-Душу (Urgeist).
Пожалуй, он первым из чувашских художников дал в ХХI веке новое прочтение «жизнепоэзии» Сеспеля. Его Сеспелиана — это не иллюстрации к стихотворениям, а глубоко продуманные станковые работы (числом более двадцати). Он сумел обжечься глаголом нашего огненного Ангела. Есть несколько работ, связанных с поэзией Геннадия Айги (на стихи цикла «Поклон-Пению», просто белое «Поле Айги», «Сквозь звезды виден путь», центральная часть триптиха «Мудрец (посвящение Айги)»).
На выставке есть и совершенно новые работы, 2017 года. В них чувствуется какой-то космический размах. Судите хотя бы по названиям: «Вселенная и моя деревня», «На краю вселенной», «Рождение ХХI века». Из многих картин на тебя как бы излучается, струится солнечный свет и тепло. У него даже коровы рождаются из лучей солнца («Рождение жизни»). А корова для художника священна — кормилица и тем самым дающая жизнь. Словно он еще в детстве хорошо усвоил азы «педагогики солнца», о которой мечтал наш Геннадий Волков.
Кредо Фомирякова – быть художником света. «В свои картины я не пускаю тьму и разрушение, печаль и болезни». Вспомним здесь и арлезианские пейзажи Ван Гога с солнечной доминантой. Этот цвет доминирует и во многих работах Анатолия Миттова, достигая золотистого фонового мерцания (как в иконах). Что ж, Георгий наследует великим и этот уровень надо держать.
Центральной точкой всего пространства экспозиции является холст «Рождение ХХI века». Из ослепительного, лучезарного солнечного сияния к нам прорывается, широко раскинув руки с растопыренными пальцами, новый Век-Дитя. Перефразируя поэта, скажу — будем ловить в далеком отголоске, что случится на нашем веку. И будут новые картины художника… И пусть по-прежнему будет с ним Солнце, и пусть будет так, как писал Айги:
шествие Бога мерцает средь них золотыми
метафорами
в скромности равное Солнцу-Светилу
и солнцу душевному существованья любого.

Атнер Хузангай

Источник (текст): газета "Советская Чувашия" http://sovch.chuvashia.com/?p=182724

ЭТНОФУТУРИСТ ГЕОРГИЙ ФОМИРЯКОВ И ЕГО КАРТИНЫ (кликабельно)

Источник новости: "Советска Чувашия"

С ЛЕГЕНДОЙ О ПОДЗЕМНЫХ ХОДАХ ЧЕБОКСАР МОЖНО БУДЕТ ОЗНАКОМИТЬСЯ НА ЧУВАШСКОМ, РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ

08.06.2017 10:50
С ЛЕГЕНДОЙ О ПОДЗЕМНЫХ ХОДАХ ЧЕБОКСАР МОЖНО БУДЕТ ОЗНАКОМИТЬСЯ НА ЧУВАШСКОМ, РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ

Группа чиновников проверила ход работ по реконструкции Московской набережной в Чебоксарах. Возглавили группу Алексей Ладыков и Иван Моторин. Свой осмотр они начали с больших врат «Большого города».

Не только гости Чебоксар, но и сами жители города не особо представляют для чего они были воздвигнуты. По легенде, эти врата служили входом в подземные ходы, которые соединяли их с православными храмами. Нужны они были для того, чтобы при нападении местного населения (живущего со своими обычаями), которое не хотело принимать христианство, служители могли тайно покинуть храмы и забрав иконы и прочую утварь беспрепятственно уплыть от разъяренного населения.

Журналистам, которые сопровождали проверку реконструируемых объектов, рассказали, что данную легенду вскоре можно будет прочитать на информационных щитах. Ее разместят на чувашском, русском и английском языках.

Аçтахар Плотников

https://ru.chuvash.org/news/2543.html

Источник новости: "Чувашский народный сайт"

В МУЗЕЕ СЕСПЕЛЯ ОТКРОЕТСЯ ВЫСТАВКА «МИЛЬОН СЕРДЕЦ ЧИТАЕТ СЕСПЕЛЯ СТИХИ»

08.06.2017 10:49
В МУЗЕЕ СЕСПЕЛЯ ОТКРОЕТСЯ ВЫСТАВКА «МИЛЬОН СЕРДЕЦ ЧИТАЕТ СЕСПЕЛЯ СТИХИ»

14 июня 2017 г. в 15.00 час в Музее Михаила Сеспеля откроется выставка «Мильон сердец читает Сеспеля стихи».

Выставка посвящена стихотворению поэта «Пашня Нового дня», которое было издано на 55 языках. На выставке представлены фотодокументальные материалы и книги со стихотворением. Можно также будет увидеть материалы фондовых собраний Чувашского национального музея из мемориальных коллекций Петра Хузангая и Михаила Сеспеля. Представлены фотографии переводчиков поэзии Михаила Сеспеля, их рукописи. Особо выделены письма о переводе стихотворения «Пашня нового дня» на языки народов СНГ. Внимание привлекут и письма о переводе в конце произведения на пять языков стран Западной Европы.

Музей приглашает на открытие выставки.

Источник информации здесь

Источник новости: Сайт Чувашского ...ного музея

УЧЕНЫЕ ЧУВАШИИ И ТАТАРСТАНА ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЙ СЕМИНАР

08.06.2017 10:49
УЧЕНЫЕ ЧУВАШИИ И ТАТАРСТАНА ПРОВЕЛИ СОВМЕСТНЫЙ СЕМИНАР

Объединить усилия, чтобы исследовать историю двух соседних народов, у которых есть немало общего, решили представители научной общественности нашей республики и эксперты из Института истории Академии наук Татарстана имени Шигабутдина Марджани. На днях исследователи собрались в Чувашском государственном институте гуманитарных наук на совместный семинар.
     Наши ученые в Чебоксарах с нетерпением ждали встречи с коллегами из соседней республики. Ведь Татарский институт истории — крупный исследовательский центр, имеющий авторитет в России и за рубежом. Он выпустил в свет более тысячи научных изданий. Ученые института активно представляют историю и культуру татарского этноса на крупных научных форумах страны и мира.
     На семинаре эксперты поделились своими изысканиями. Так, Рафаэль Хакимов, директор Татарского института истории, вице-президент Академии наук Татарстана провел презентацию семитомной «Истории татар с древнейших времен». Кстати, теперь огромные тома этой энциклопедии, над которой ученые работали не один год, обогатят библиотеку Чувашского института гуманитарных наук. Участники семинара рассказали также об этносоциологических аспектах исследования тюркского мира. Был затронут вопрос об изучении истории татар-кряшен и нагайбаков, об историко-культурном наследии народов Татарстана, в том числе и чувашей.
     К слову, представители нашего народа в соседней республике занимают третье место по численности после самих татар и русских. Немало татар проживает и на чувашской земле. Благодаря взаимному уважению и поддержке люди в мире и согласии живут и работают сообща, знакомятся с культурой и традициями соседей.
     Выступили на семинаре и наши ученые. Кандидат исторических наук Геннадий Николаев рассказал об основной проблематике научных изысканий чувашских исследователей. Доктор искусствоведения, советник Главы Чувашии Михаил Кондратьев в своей речи призвал не склоняться к национальному моноцентризму, а для этого чаще выходить на уровень подобного межрегионального научного общения. Согласен с коллегой и директор Чувашского института гуманитарных наук Петр Краснов, отметивший, что истории наших народов тесно переплетены, поэтому задача ученых совместно исследовать общие корни, готовить научные труды, проводить различные встречи, семинары и форумы. Предложение охотно поддержали все участники.

     На фото: Семитомник «История татар», по словам доктора исторических наук Рафаэля Хакимова, — плод 15-летней работы ученых Татарстана и Восточной Европы.

Елена Тры

Источник новости: "Советска Чувашия"

Страницăсем: 1, [2]