Новости с сайтов-партнеров

Чуваши: поволжские потомки Атилы

21.01.2019 11:47
 Чуваши: поволжские потомки Атилы

 

Автор: Полина Яковлева

Начало рассказа об истории чувашского народа
– на портале «История.рф»

Чуваши. Часть 1: Поволжские потомки Аттилы

Чуваши всегда оказывались на перекрестке народов и цивилизаций. Это сформировало их культуру, но не раз приводило на край гибели. Определяло дружбу с соседями и, вместе с тем, вражду. Побудило создать государство, чтобы затем многократно воссоздавать его из пепла. Судьба этого народа трудна. Равно как путь самой России и других её этносов.

«Чувашское племя до сих пор является нераскрытой страницей истории», – в этих словах известного татарского писателя ХХ века Зарифа Башири схватывается вся суть сложного и даже загадочного происхождения чувашского народа.

Занимательный квест: болгаро-суварские предки

Этногенез по степени запутанности напоминает игру в напёрстки: «кручу-верчу – запутать хочу». Попробуй найти зерно в глубине веков, не перепутав археологические слои исторического пирога. Сегодня мы отправимся вслед за представителями чувашского народа, чтобы познакомиться с их прародителями и проследить жизненный путь этноса.

На северных склонах отрогов Тянь-Шаня, Алтая и в Верховьях Иртыша в III-II веках до н.э. появились племена билу, бугу, чеши и пулей. Они относились к этнической общности огуро-онуров. Эти протобулгарские племена, в свою очередь, являлись представителями западного крыла племён хунну.

Гунны... Да, именно от них ведут свою родословную древние булгары/болгары, сувары и некоторые другие этнические группы – предки чувашского народа. (Напоминаем, что в синонимах «булгары/болгары» мы пользуемся традиционной транскрипцией русских летописей, имея при этом в виду именно «наших», волжских болгар, а не балканских).

В пользу того, что искать знакомые чувашские черты стоит в «европеоидных лицах с незначительной монголоидной примесью» поволжских болгар говорит сходство языка, хозяйства, быта и культуры. Кстати, чувашский – единственный сохранившийся язык болгарской ветви – отличается от всех других тюркских. Он настолько не похож по общим характеристикам, что некоторые учёные вообще считают его независимым членом алтайской языковой семьи.

Центральная Азия

Восток хлынул в Европу. Массовый исход начался с гуннов, увлёкших за собой на запад другие народности. К началу I века н.э. огурские племена воспользовались моральным «правом нации на самоопределение» и пошли своим путём – на запад, отдельно от гуннов. Путь этот оказался не прямым, а зигзагообразным: с севера на юг и обратно на север. Во II веке н.э. огурские племена вторглись в Семиречье (юго-восточная часть современного Казахстана и северного Киргизстана), где и получили в прозвище от местных ираноязычных земледельческих племен этноним сабир (от перс. савар, сувар «наездник»). В результате взаимной ассимиляции с ираноязычными усунями сформировалась протоболгарская этническая общность.

Некоторые исследователи считают, что именно там, в Центральной Азии, в языке предков чувашей закрепляются древнеиранские слова (в современной речи их порядка двухсот). Под влиянием зороастризма формируется язычество народа, а древнеиранское культурное влияние находит отражение в чувашской материальное культуре, например, женских головных уборах, узорах вышивки.

Кавказ и Приазовье

Во II-III веках н.э. болгарские и суварские племена расселяются на правом берегу Нижней Волги, занимают территории Северного Кавказа и Приазовья.

Но, строго говоря, впервые название «болгар» упоминается только в 354 году – в анонимном «Хронографе», писанном на латыни. Широкое распространение получает во время создания «Великой Болгарии» – их первого государственного образования. Этнос уверенно раскручивает новый виток развития – оседлость и становление государственности.

Так волжские болгары впервые обрели родные просторы, где  построят первое государство. Но от географического приложения до становления народа ещё почти семь веков испытаний. И не одно «государственное строительство».

Издалека долго – текли они к Волге

В 40-х годах V в. во главе гуннов на 20 лет стал воинствующий предводитель Аттила, объединивший под своей властью племена от Рейна до Волги. Проживавшие в то время в Поволжье предки чувашей оказались в составе  «кочующей империи», данником которой была даже Римская. Однако со смертью Аттилы империя распалась.

Оказавшись сначала под властью Западно-Тюркского каганата, болгарские племена продолжили борьбу за независимость. В первой четверти VII века их правитель Кубрат объединил свой народ вместе с суварскими и другими тюркоязычными племенами в союз, получивший название «Великая Болгария». «День независимости» всё-таки наступил – правителю удалось добиться автономии от Тюркского каганата.

Великая Болгария расположилась на территории между Азовским и Каспийским морями. А столицей стал город Фанагория.

Государство 2.0

Смерть правителя Великой Болгарии Кубрата привела к расколу на западную и восточную часть – на два союза племён. Первые, теснимые хазарами, во главе с Аспарухом двинулись на запад, где позднее создали Болгарское царство.

Часть восточных болгар (т.н. «серебряные») в 70-х годах VII века переместилась сначала в верховья Дона, а затем в Среднее Поволжье. Оставшиеся на месте подчинились хазарам.

Теорию о захвате пришлыми восточными болгарами земель местных финнов современные историки оспаривают. Археологи вторят, что к приходу болгар земли и так практически пустовали – именьковское население (славяне, переселившиеся со Среднего Днепра) исчезло ещё в VII веке, а оказавшиеся ближайшими соседями поволжские финны жили изолированно. Среднее Поволжье стало местом активного взаимодействия волжско-финского, пермско-финского населения с проникавшими из Западной Сибири угорскими племенами.

Со временем болгары заняли на Средней Волге господствующее положение, сумев объединить в союз и частично ассимилироваться с местными финно-угорскими племенами (предками современных мари, мордвы и удмуртов), а также башкирами.

К VIII-IX векам у новопоселенцев утверждается плужное земледелие, происходит переход к оседлым формам хозяйствования. Ещё в Х веке знаменитый арабский путешественник Ибн-Фадлан упоминает о том, что булгары активно занимаются возделыванием земли: «Пища их – просо и мясо лошади, но и пшеница и ячмень у них в большом количестве, и каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя».

В «Рисалии» Ибн-Фадлана (Х век) отмечается, что болгарский хан Алмуш ещё живет в шатре.

Оседлость, земледелие и даже некая экономическая организация… Скорее всего, в конце IX столетия государство Волжская Болгария уже существовало. Оно создавалось в условиях непрекращающейся борьбы с хазарами,  что способствовало укреплению единовластия в государстве. В трудные времена правитель опирался на вечную схему: объединить народ общей целью выживания и твёрдой рукой держать основные властные рычаги, в том числе финансовые. Ещё в первой четверти Х века хан Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату дани хазарам с подчинённых ему племен Среднего Поволжья.

Вопрос веры

Ещё в первой четверти Х века Алмуш для борьбы с хазарами обратился за поддержкой к багдадскому халифу Мухтадиру, который в 922 году направил в Волжскую Болгарию посольство. Как следствие – большая часть болгар приняла ислам.

Однако племена суваз отказались. Они и сохранили прежнее название «суваз» – чуваш, тогда как оставшиеся в дальнейшем ассимилировались с болгарами.

В то же время нельзя преувеличивать масштабы распространения ислама в Волжской Болгарии. В 1236 году венгерский монах Юлиан называл его могущественным царством с «богатыми городами, но все там язычники». Поэтому до XIII столетия говорить о разделении булгарской этнической общности на мусульман и язычников рано.

С 965 г., после разгрома Русью Хазарского каганата, начинается новый этап развития Волжской Болгарии. Активно идёт территориальная экспансия, в результате которой болгарский этнос «подчинил себе все соседние…» (Аль-Масуди). К концу XII века северная часть государства доходила до реки Казанки, восточная – до берегов Яика и Белой, южная – до Жигулей, а западная включала правобережье Волги. Центром Волжской Болгарии до середины XII века был город Болгар (Булгар), а со второй половины XII до начала XIII столетия – Биляр. Некоторые исследователи отказываются называть эти города столицами, предпочитая именовать их «центры», т.к. считают, что Волжская Болгария была скорее союзом независимых княжеств с отдельными столичными городами.

Сближаются болгарские племена (собственно болгары и родственные сувары), а также интегрируются финно-угры. В итоге ещё до монгольского нашествия в Болгарском государстве формируется более-менее единая народность со своим общим языком чувашского типа.

Русь: только дело и ничего личного

С конца Х века и вплоть до монгольского завоевания наиболее активные отношения развиваются между Волжской Болгарией и Русью. Она ещё не Русь-матушка – отношения не по любви, а вполне себе товарно-денежные. Через Болгарию проходил Волжский торговый путь. Играя роль посредника, она обеспечивала себе приличную выгоду.

Однако партнёрские отношения чередуются с периодами военного противостояния, что было вызвано в основном борьбой за территории и влияние на различные племена.

Сплотиться в военном союзе перед лицом врага-ордынца им так и не удалось, но государства заключают мир.

«Незолотой век» Орды

Настоящим испытанием для Волжской Болгарии стало нашествие Золотой Орды. Вначале мужественное сопротивление народа остановило вторжение. Первое столкновение болгар с монголами произошло после битвы на реке Калка в 1223 году. Тогда монголы отправили в Болгарию пятитысячный отряд, который потерпел поражение. Также успешно были отбиты наступления в 1229 и 1232 годах.

Победа волжских болгар над монголами, по мнению историка Хайри Гимади, имела далеко идущие последствия: «До середины 30-х годов ХIII столетия было задержано монгольское нашествие на Европу». Что касается самих болгар, то они не сомневались, что следующее нашествие будет более серьёзным, беспощадным и ждать его недолго. Поэтому начинаются усиленные работы по укреплению городов. В 1229 году на шесть лет был продлён мирный договор с Владимиро-Суздальской Русью. 

 Однако в 1236 году болгары не смогли противостоять войску Батыя. Русские летописи так пишут о поражении: «Придоша от восточные страны в Болгарскую землю безбожни татари, и взяша славный Великий Болгарьский и избиша оружием от старца и до унаго и до сущего младенца, взяша товара множество, а город их пожогоша огнем и всю землю их плениша». Монголы разорили Болгарию, разрушили почти все важные города (Булгар, Биляр, Джукетау, Сувар).

В 1241 году монголы превратили Волжскую Болгарию в Булгарский улус Золотой Орды. Причём занятые территории имели особое для них значение: город Булгар до строительства Сарая являлся столицей Золотой Орды, а в дальнейшем стал летней резиденцией ханов улуса Джучи.

Казанские татары

Монгольское владычество вынудило население уйти на север. Одновременно шло усиленное проникновение в Волжскую Болгарию кыпчаков, которые занимая важнейшие посты в управлении улусом, постепенно переходили к оседлой жизни. Уцелевшая болгарская элита благодаря религиозной общности – многие ещё в IX-X веке приняли ислам – постепенно сближалась с пришлыми кыпчаками-татарами в результате чего к XV в. сформировалась народность казанских татар.

В составе дряхлеющей Золотой Орды Булгарский улус подвергался многочисленным набегам. В 1391 и 1395 годах территории была разорены войсками Тамерлана, новгородскими разбойниками и русскими князьями. Довершил опустошение Мангытский юрт князя Едигея (позднее – Ногайская орда). В итоге болгарские предки чувашей как этнос оказались на грани исчезновения, потеряв свою историческую родину, государственность, элиту и этническое самосознание. По подсчётам историков, не менее 4/5 населения было уничтожено.

Чувашская даруга Казанского ханства

После распада Золотой Орды в Среднем Поволжье Улу-Мухаммедом в 1438 году было создано Казанское ханство с центром в Казани. Кроме кыпчако-татар, которые служили опорой правителю, значительную часть населения составляли чуваши, марийцы, мордва и удмурты, являвшиеся основным податным сословием. Также в состав Казанского ханства входила часть башкирских земель.

Большинство чувашей, оказавшихся в составе Казанского ханства, обитала на горной стороне Волги (север современной Чувашии), а также на её левобережье. Поэтому территория восточнее Казани, где они жили, называлась «Чувашская даруга» («даруга» – административная единица в Казанском ханстве).

Поскольку значительная часть феодалов и знати, исповедующих ислам, оставалась в Казани, влияние татарского языка и мусульманского духовенства в этом районе было невелико. На территории бывшей Волжской Болгарии на основе болгарской этнокультуры к концу XV века завершается формирование двух этносов – татарского и чувашского. Если в первом болгарская этничность была практически замещена кыпчако-татарской, то чуваши, по мнению этнографа Раиля Кузеева, «сохраняя архаичный тюркский язык, в то же время развивали культуру, во многих отношениях близкую к культуре финно-угорского народа».

33 несчастья

В составе Казанского ханства чуваши обрели место для жизни. Но жизнь эта была нелёгкой ввиду налоговых тягот. Потомки некогда могущественной Волжской Болгарии обязаны были платить обременительный ясак, привлекались к строительству крепостей, выполняли ямскую, дорожную, постойную и военную повинности.

Но наибольшие страдания чувашскому народу приносила война. Начиная со второй половины XV столетия территория их проживания стала зоной русско-казанского противостояния. Так, по болгаро-чувашской земле татары ходили против русских 31 раз, а русские против Казанского ханства - 33 раза. Наряду с регулярными набегами кочевников-ногаев походы становились настоящим бедствием для населения. Эти факторы во многом обусловили готовность чувашей принять русское подданство.

Источник новости: https://histrf.ru/biblioteka/c...skiie-potomki-attily

Указали ориентиры. О чем говорили на республиканской конференции работников образования

27.08.2018 15:58
 Указали ориентиры. О чем говорили на республиканской конференции работников образования

Вести-Чувашия. События недели. Выпуск 26.08.2018

Темы выпуска:
- Указали ориентиры. О чем говорили на республиканской конференции работников образования.
- Успеть за пять дней. В Чувашии продолжается приемка школ к новому учебному году.
- Одна на все. В Чебоксарах появиться единая карта школьника.
- Мастерство в миллилитрах. В Чувашии выбрали лучшего водителя такси. 
- Свежо, полезно, недорого. В Чебоксарах открылась традиционная ярмарка «Дары осени».

Источник новости: http://chgtrk.ru/programms/view/3377

Открылась выставка «Савнă Шупашкар» (Любимые Чебоксары)

27.08.2018 15:49
Открылась выставка «Савнă Шупашкар» (Любимые Чебоксары)

24 августа в Центре современного искусства, филиале Чувашского государственного художественного музея состоялось открытие выставки произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства «Савнă Шупашкар», которую Союз чувашских художников ежегодно посвящает Дню города Чебоксары.

Вернисаж открыл председатель Союза чувашских художников, заслуженный  художник Чувашской Республики, директор Чувашского государственного театра оперы и балета Валентин Фёдоров. Народный художник Чувашской Республики Николай Енилин и заслуженный художник РСФСР Николай Карачарсков размышляли о проблемах союза,  рассматривали варианты более активного продвижения творчества организации. Слова благодарности и признательности за проведение демонстрации произведений  прозвучали от заведующий сектором народного творчества Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Татьяны Дмитриевой, художественного критика, культуролога и публициста Михаила Воробьёва, невестки заслуженного художника Белоруской ССР Владимира Белова Людмилы Ненюковой, заслуженного работника народного образования, кандидата психологических наук, писателя, художника Валентины Масловой.

В экспозиции представлены созданные за последние годы работы мэтров чувашского изобразительного искусства, молодых художников, скульптура, книжная иллюстрация, декоративно-прикладное искусство, макеты и эскизы театральных художников.

Центр современного искусства приглашает всех горожан познакомиться с выставкой, которая продлится до 23 сентября 2018 г.

Специалист Госкиностудии «Чувашкино» и архива электронной документации провёл инициативное фотодокументирование мероприятия. Полученный материал пройдёт экспертизу ценности, научное описание и пополнит Архивный фонд Чувашии.

Источник новости: http://www.gatd.archives21.ru/...x?id=105512&s_page=1

Утвержден План основных мероприятий по проведению в 2019 году в Чувашской Республике Года театра

27.08.2018 15:27

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 ап­ре­ля 2018 г. № 181 «О проведении в Российской Федерации Года театра» 2019 год в Российской Федерации объявлен Годом театра.

Мероприятия в рамках Года театра будут проводиться и в Чувашской Республике. Так, распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.08.2018 № 598-р утвержден План основных мероприятий по проведению в 2019 году в Чувашской Республике Года театра.

В рамках Года театра в Чувашской Республике будут проведены работы по укреплению материально-технической базы театральных учреждений. Также будет оказана государственная поддержка деятелям культуры, состоятся различные мероприятия в учреждениях культуры.

В План основных мероприятий по проведению в 2019 году в Чувашской Республике Года театра включено проведение различных крупномасштабных фестивалей: Международного балетного фестиваля, Международного фестиваля театров кукол «Карусель сказок» и других. В рамках Года театра состоятся также выставки, семинары, конференции, конкурсы. Государственными театрами Чувашской Республики будут организованы гастроли в регионы Российской Федерации, выездные мероприятия в муниципальных районах и городских округах Чувашской Республики.

Справочно:

В настоящее время в Чувашии действуют 6 государственных театров. Сохраняющиеся стабильные показатели посещаемости театральных постановок, свидетельствуют об устойчивом интересе населения к профессиональному искусству. В среднем в год театры проводят около 2 тысяч мероприятий, которые посещают свыше 380,10 тыс. зрителей. Систематически обновляется текущий репертуар театральных учреждений. Ежегодно выпускается свыше 20 новых  постановок.

Источник новости: http://culture.cap.ru/news/201...-rossii-godom-teatra

Материалы и исследования по археологии СССР, № 111. Труды Куйбышевской археологической экспедиции. Том IV

24.08.2018 11:24
Материалы и исследования по археологии СССР, № 111. Труды Куйбышевской археологической экспедиции. Том IV

Четвертый том трудов Куйбышевской археологической экспедиции завершает публикацию материалов, полученных во время археологических работ в зоне строительства Куйбышевской ГЭС. В первых трех томах (МИА, № 42, 1954; МИА, № 61, 1958; МИА, № 80, 1960) были опубликованы материалы преимущественно эпохи неолита и бронзы, хотя издавались и результаты исследований памятников Болгарского государства. Настоящий том почти целиком посвящен болгарской культуре.

Источник новости: http://сувары.рф/ru/node/1681

Министр чӑваш чӗлхине тӗнче тетелӗнче сарасшӑн

24.08.2018 11:18
Министр чӑваш чӗлхине тӗнче тетелӗнче сарасшӑн

Чӑваш чӗлхи тӗнче тетелӗнче анлӑ сарӑлса пымалла. Ку шухӑша республикӑн вӗренӳ тата ҫамрӑксен ӗҫӗн министрӗ Александр Иванов паян иртнӗ канашлура каланӑ.

Шупашкарта республикӑри вӗрентекенсен ҫурла уйӑхӗнчи канашлӑвӗ иртнӗ. Унта Чӑваш Ен Элтеперӗ, республикӑри хуласемпе район администрацийӗсен пуҫлӑхӗсем, вӗрентекенсем хутшӑннӑ.

Мероприятире Александр Иванов министр юлашки ҫулсенче пирӗн тӑрӑхра 10 шкул, 47 ача пахчи хута кайнине, вӗренӳ отраслӗнчи ытти ҫитӗнӗве палӑртнӑ. 2025 ҫул тӗлне пур шкулта та ачасем пӗрремӗш сменӑра ҫеҫ вӗренӗҫ. Хальхи вӑхӑтра пуҫламӑш класс ачисемех иккӗмӗш сменӑра вӗренеҫҫӗ. Ашшӗ-амӑшӗ палӑртнӑ тӑрӑх, ҫакӑ калама ҫук мелсӗр. Етӗрнере ҫак ыйту килес ҫул татӑлмалла. Унта пуҫламӑш классем валли шкул уҫма шантараҫҫӗ.

Источник новости: https://www.chuvash.org/news/19843.html

Ҫыравҫӑсем чӑвашлӑха упрас пирки калаҫнӑ

24.08.2018 11:13
Ҫыравҫӑсем чӑвашлӑха упрас пирки калаҫнӑ

Çурла уйӑхӗн 22-мӗшӗнче Елчӗке чӑваш ҫыравҫисем пысӑк йышпа пухӑннӑ. Унта Чӑваш Республикин профессилле ҫыравҫисен пӗрлешӗвӗн (ертӳҫи — Геннадий Максимов. Вӑл темиҫе кӗнеке авторӗ. Унӑн ӗҫӗсене вырӑсла куҫарса та пичетленӗ) пайташӗсем лару ирттернӗ. Елчӗкре вӗсем унти вулавӑшра вулакансемпе тӗл пулнӑ. Ҫыравҫӑсене район администрацийӗн пуҫлӑхӗ Николай Миллин чыс тунӑ — тӗл пулӑва пынӑ. Вӑл ҫавӑн пек курнӑҫу-калаҫу вулакансемшӗн те, ҫыравҫӑсемшӗн те усӑллине палӑртнӑ.

«Чӑвашлӑха упрар» ҫавра сӗтеле Геннадий Максимов, Елена Нарпи, Елена Светлая, Светлана Гордеева, Роза Деменцова, Анатолий Кибеч, Василий Пушкин, Сергей Павлов, Юрий Артемьев тата ыттисем хутшӑннӑ. Вӗсем паянхи кун кӑларса тӑратакан ыйтусене сӳтсе явнӑ.

Источник новости: https://www.chuvash.org/news/19832.html

К новому учебному году выйдут новые учебные пособия

24.08.2018 10:41
К новому учебному году выйдут новые учебные пособия

Не за горами новый учебный год, а это значит, учеников с нетерпением ждут их учебники. Все лето Чувашское книжное издательство неустанно трудилось, чтобы и детям, и учителям было приятно начинать учебный год с новыми учебными изданиями.

Для изучения родного чувашского языка в общеобразовательных организациях выйдет учебное пособие «Чӑваш чӗлхи» (Чувашский язык) для 8 класса. Авторы – А.С. Егорова и Ю.М. Виноградов.

Для учащихся 2 и 3 классов общеобразовательных организаций Чувашской Республики и чувашской диаспоры подготовлены учебные пособия «Родной край», автор – Е.В. Енькка. Тиражи: 2 класс – 4950 экземпляров, 3 класс – 4700 экземпляров. Пособия знакомят школьников с современной Чувашской Республикой, а также культурой чувашского и других народов.

Учебные пособия Е.В. Енькки являются частью учебно-методического комплекта для начальной и основной общеобразовательной школ.

В помощь учителям увидели свет методические рекомендации «Уроки литературного чтения» для 1–4 классов к учебным пособиям Т.В. Артемьевой и О.И. Печникова «Литературное чтение». Данные пособия подсказывают и показывают учителям способы и формы работы с детьми, прививающие в них любовь к чтению. Также запланировано издание методических рекомендаций к учебным пособиям по изучению родного чувашского языка и «Букварю».

Источник новости: http://www.chuvbook.ru/index.p...ye-uchebnye-posobiya

Принимаются заявки на участие в VI Бичуринских чтениях

24.08.2018 10:36
Принимаются заявки на участие в VI Бичуринских чтениях

VI Бичуринские чтения будут проведены в этом году в рамках празднования 241-летия со дня рождения Н.Я. Бичурина и 170-летия просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева.

Цель чтений – повышение интереса к изучению жизни и деятельности ученого Н.Я. Бичурина, объединение всех лиц, организаций, различных объединений и учреждений, заинтересованных в сохранении и развитии духовно-культурного, исторического наследия России, чувашского народа и Чебоксарского района Чувашской Республики.

Партнерскую поддержку в проведении чтений окажет филиал Института Дальнего Востока Российской Академии наук им. Н.Я. Бичурина в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Принять участие в чтениях приглашаются историки, филологи, краеведы, журналисты, студенты ВУЗов, учащиеся 5-11 классов общеобразовательных школ, учреждений среднего профессионального образования и их творческие наставники.

Для участия в чтениях необходимо направить заявку по установленной форме по электронной почте. В день проведения чтений необходимо представить руководителю секции свой доклад в печатном и электронном виде. Все участники получат сертификаты «VI Бичуринских чтений».

Чтения проводится по следующим секциям:

1.  «Бичурин и Санкт-Петербург»

2. «И.Я. Яковлев и его ученики, уроженцы Чебоксарского района».

Чтения проводятся в БУК Чебоксарского района Чувашской Республики «Музей «Бичурин и современность» 14 сентября 2018 г. Начало в 10:00 часов.

Справки по тел.: 2-51-22

Источник новости: http://gov.cap.ru/Declarations...d=3894688&gov_id=748

Открылась выставка «Молодой гений чувашской музыки»

24.08.2018 10:30
Открылась выставка «Молодой гений чувашской музыки»

В Чувашском национальном музее открылась выставка «Молодой гений чувашской музыки», посвященная 100-летию со дня рождения композитора Г.В. Воробьева

Открыла выставку Ирина Меньшикова, директор Чувашского национального музея. Она отметила, что произведения Геннадия Воробьева являются классикой чувашской музыки.

Продолжил тему Морис Яклашкин, народный артист Российской Федерации, художественный руководитель Чувашской государственной академической симфонической капеллы, профессор, декан факультета искусств Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. 

Светлана Заломнова, доцент кафедры музыкальных инструментов и сольного пения Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, подарила музею диск «Фортепианные пьесы Геннадия Воробьева».

Любовь Бушуева, старший научный сотрудник искусствоведческого направления Чувашского государственного института гуманитарных наук, добавила, что личность творчество Геннадия Васильевича оказало большое влияние на дальнейшее развитие чувашской музыки.

Выставку можно посетить до конца сентября.

Источник новости: http://www.chnmuseum.ru/index....4:firstnews&Itemid=6

Страницăсем: [1], 2, 3, 4, 5, 6, ... 8