Вопросы и ответы

Сирĕн сайтра Пĕлÿ кунĕ ячĕпе çырнă салам сăмахĕсене вуларăм. Иван Яковлев халалĕнчен илнĕ сăмах кăсăклантарса ячĕ. «Эсир хăвăр халăхăрăн чěлхине тирěс тăмасан, халăх кăмăлне пěтěмпех хăвăр аллăрта тытса тăрăр…» предложенири «тирĕс» сăмаха мĕнле ăнланмалла?
Романов Андрей Витальевич, Элĕк сали
Редакция.:

Сирĕн ыйту çине институтăн сăмах кĕнекепе ятарлă кăларăмсен уйрăмĕн ĕçтешĕ Николай Плотников хуравлать.

 

Иван Яколвелăн халалĕнчи тирĕс сăмахăн пĕлтерĕшне ăнланас тесен хирĕç сăмахпа ылмаштарма тивет. 1982 çулта тухнă пысăк чăвашла-вырăсла словарьте тирĕс тенине «против, наперекор» тесе куçарнă, диалект сăмахĕ шутланнине палăртнă. Словарьсенче унăн çавăн пекех омонимĕ — «тислĕк» пĕлтерĕшли — тĕл пулать.

 

Тирĕс сăмах тĕрĕкпе монгол чĕлхисене иран чĕлхисенчен кĕнĕ. Вăл авалхи тĕрĕк чĕлхинчех тĕл пулать. Пирĕнпе юнашарах вырнаçнă тутарсен чĕлхинче те тирĕс сăмах диалект шайĕнче çÿрет.

 

Н. Ашмаринăн «Чăваш сăмахĕсен кĕнекине» (14-мĕш том) тирĕс сăмахпа усă курнă тĕслĕхсем сахал мар кĕнĕ. Вĕсене анатри чăвашсем патĕнче çырса илнĕ (тĕсл., Пăва уесĕнче).

Мы тут спорим: где была начальная родина чувашей?
Сергеев Константин, г.Канаш
Редакция:

Ответ на вопрос, возможно,  найдете в разделе "ПУБЛИКАЦИИ" (см. материал  "Прародина чувашей", а также в материале об Ашмарине).

Здравствуйте! Я - корреспондент сайта baq.kz, Казахстан. Пишу статью об языках тюркской ветви... Прошу ответит на несколько вопросов относительно чувашского языка. С уважением: Ерлан Оспан.
Ерлан Оспан, Республика Казахстан, город Астана, сайт:baq.kz
Редакция:

Задавайте вопросы, постараемся ответить.

Сегодня узнал, что высокоскоростная дорога ВСМ-2 затронет курганы Улап тапри рядом с моей деревней Пикшики Чебоксарского района. Что думает по данному поводу ваш институт и ваши археологи?
Тарасов Алексей Николаевич, Чебоксарский район, д. Пикшики
Научный сотрудник сектора археологии ЧГИГН Николай Мясников:

Предварительные полевые исследования (экспертиза) по будущей трассе ВСМ-2 проводились археологом М.И. Федуловым (ЧГУ им. И.Н. Ульянова). Данные о всех выявленных археологических объектах были им учтены. Далее по закону проектировщики и строители дороги либо должны менять проект и пустить трассу в обход курганов или оплатить их раскопки.

Здравствуйте! Задам вопрос: отправлялись ли образцы с раскопок на территории Чувашии для ДНК исследований? Было бы интересно сравнить генетику предков мордвы (например, с Вурнарского района), других поволжско-финнских народов, булгар и чуваш из старых захоронений с генетикой современных чуваш. Понимают ли в Чувашском институте гуманитарных наук важность такого рода исследований?
Максимов Сергей, г. Канаш
Научный сотрудник сектора археологии ЧГИГН Николай Мясников:

Образцы с раскопок на территории Чувашии отправялись на ДНК исследования в прошлом году. Это костные останки разного периода - от эпохи бронзы до старых чувашских кладбищ. Результаты еще не получены. Генетику современных чувашей также в прошлом году изучали башкирские ученые. Они брали на анализ кровь чувашей разных этнографических групп из различных районов Чувашии. Материалы пока также в обработке. Вопрос о возможности сравнения палеогенетических материалов и современных пока открытый. После публикации результатов исследования, готов ответить подробнее.

Где можно приобрести изданную вами книгу "Памятники старой чувашской веры", автор Месарош Д.?
Кузьмин Вячеслав Владимирович, Чувашская Республика, Комсомольский район
Редакция:

К сожалению, приобрести книгу в настоящее время невозможно. Весь ее тираж распродан. Вы можете ознакомиться с ней в нашей библиотеке.

«Общежити» тата «Правительство çурчĕ» сăмахсене чăвашла куçарма пулать-и?
Сируш Евлампьев
Редакци:

Сирĕн ыйту çине институтăн сăмах кĕнекепе ятарлă кăларăмсен уйрăмĕн ĕçтешĕ Николай Плотников хуравлать.

 

«Правительство» сăмаха хальхи словарьсенче çаплипех хăвараççĕ. Çавах та ку сăмаха чăвашла куçарнă вăхăтсем те пулнă: ăна куçарнă чухне «Хыпар» хаçатра «Пуçалу» (1917 ç.), «Патшалăха тытса тăракансем» (1906 ç.) терминсемпе усă курнă.

 

Ытти тĕрĕк чĕлхисене арап чĕлхинчен йышăннă хÿкÿмет тата унăн варианчĕсемпе усă кураççĕ. Вăл хаким (управляющий) сăмахран пулнă.

 

«Общежити» сăмаха та словарьсенче çавăн пекех хăвараççĕ. Çавах та пирĕн институт пĕлтер хатĕрлесе кăларнă «Чăваш чĕлхин ăнлантаруллă сăмах кĕнекинче» çак сăмахăн чăвашла эквивалентне илсе кăтартнă: «пĕрлехи çурт». Чăваш патшалăх университечĕ çак сăмаха куçарса пама ыйтсан та пирĕн чĕлхеçĕсем «пĕрлехи çурт» терминпа усă курма сĕннĕ.

Расскажите об алатырских казаках. И еще: говорят, что были казаки - и чуваши, и татары, и марийцы...
Савросов Николай, город Алатырь
Данной проблеме посвящен ряд работ профессора В.Д. Димитриева. Предлагаем фрагмент его публикации в "Чувашской энциклопедии":

 

 

КАЗАКИ в тюркских государствах известны с древнейших времён. В Казанском ханстве казаками называли мелких служилых татар, чувашей, марийцев, удмуртов, а также вольных людей.

 

На Руси в 14–16 вв. – вольные люди, свободные от тягла, нанимавшиеся на работу на различные промыслы, иногда нёсшие пограничную службу; древнерусские «козаки» упоминаются в источниках с 1395 года. Со 2-й половины 15 века беглые русские крестьяне и посадские люди, скапливавшиеся на южных окраинах страны, называли себя казаками. В 1550 году царь Иван IV создал стрелецкое войско, в основном пешее, и конное - казачье. Последнее делилось на городовых (полковых) и станичных (сторожевых).

 

В Чувашском Поволжье во 2-й половине 16 – начале 18 веков казачий конный отряд численностью свыше 150 сабель стоял в Алатыре. Согласно писцовой книге Курмышского уезда 1624–1625 гг., в Казачьей слободе в Курмыше были: 2 двора сотников, двор пятидесятников, 49 дворов рядовых казаков. За курмышинскими казаками числилось 900 десятин пашни, 450 десятин перелога, 1575 десятин дикого поля, поросшего лесом, хоромный и дровяной лес по обе стороны реки Урга, одно озеро. На каза­чьей земле находились 2 бобыльских двора. В конце 16 – 1-й половине 17 веков.

 

В Свияжском уезде по реке Карла имелась Карлин­ская слобо­да полковых казаков. (130 дворов), в которой функционировала церковь. После основания Симбирска в 1648 году все казаки этой слободы переведены в новую слободу под городом. Алатырские и карлинские казаки имели небольшие земельные участки, которые обрабатывали сами и их работники. Конные казаки во время войн вы­ступали в поход, несли сторожевую, часто и полицейскую службы. Стрельцы и казаки в 1723–24 переведены в группу государственных крестьян.

 

Беглые русские крестьяне южных и юго-восточных территорий ещё в 17 веке привлекались к пограничной службе, снабжались оружием, боеприпасами, продоволь­ствием и одеждой из казны. С 18 до нач. 20 вв. были организованы региональные казачьи войска – Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Яицкое (Уральское), Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское. В 1916 казачье население России составляло свыше 4,4 млн чел. К. были наделены землёй, получали государево жалованье, участвовали в войнах и несли полицейскую службу.

 

В конце 20 в. началось возрождение казачества и в Чувашии.

 

Автор: Василий Димитриев.

Расскажите, как раньше чуваши провожали парней в армию. Это нужно знать для того, чтобы восстанавливать старые обычаи.
Л.Санарский, Чувашия, Канашский район
Ваш вопрос мы переадресовали Георгию Матвееву, ведущему научному сотруднику ЧГИГН. Здесь его ответ:

Картинки по запросу проводы в рекруты армию  у чувашей

 

 

 

 Обрядовое оформление проводов в армию сложилось у чувашей в основном в 18 веке и имело локальные варианты. В рекрутских обрядах во всех этнографических и этнотерриториальных группах имели место обход родственников и населённого пункта, благословение родителей, прощание с семьёй, роднёй и селением. Обрядовыми блюдами служили каравай хлеба, сыр (чăкăт).

 

Проводы начинались в доме родителей, где собирались родственники и друзья. Починали бочку пива и преподносили кружку рекруту с пожеланием вернуться домой. После совместной трапезы сверстники запевали рекрутские песни, которые затем исполнялись юношами все дни проводов; мать повязывала на шею сыну полотенце, являющееся атрибутом рекрутского обряда. Полотенце и другие подарки рекруту дарились каждой хозяйкой при обходе домов родственников, взамен они получали от него несколько монет (символический выкуп). Полотенца или куски холста перекидывали рекруту через плечо накрест, переплетали и продевали одно через другое на груди и на спине.

 

Символом прощания выступали также платки. Девушки дарили рекруту платок из тонкого полотна; в 20 веке они были заменены покупными. Парни и гармонист, составлявшие своеобразную свиту рекрута, при обходе деревни и родственников с прощальными песнями становились в ряд, обняв друг друга за пояс, рекрут шёл впереди ряда лицом к друзьям, поворачиваясь вперёд, он делал несколько шагов и снова обращался в сторону товарищей. Обычай идти спиной вперёд сохранился в виде элемента обряда прощания с родительским домом. Для организации проводов готовили конный экипаж (один и более): запрягали в телегу с кузовом или в сани с задком 1–3 коней, упряжь и лошадей украшали лентами, платками, полотенцем, на дугу вешали колокольчик. В локальных вариантах экипаж использовался при объезде села и родственников, в качестве наездников выступали друзья, запрягавшие своих лошадей. Когда рекрут проходил или проезжал по улице, жители выходили прощаться с ним, тем самым оказывая внимание и почёт.

 

Обход родственников, друзей длился 2–3 дня. По обычаю, рекрут со свитой за эти дни совершал по деревне не менее трёх кругов. Экипажи призывников заезжали на базары, здесь в дни проводов в армию они собирались из разных деревень. В пути следования и при посещении домов рекрут угощал детей и молодёжь сладостями. Хозяева, встречая его, открывали ворота. Рекрут со свитой входил в дом, усаживаясь за стол в переднем углу, проходил посолонь (по солнцу), выходил таким же образом. Угощение сопровождалось пляской. Родственники давали призывнику небольшие подарки и благословляли. Каждый раз перед окончанием посещения рекрут со свитой делал у дверей круг по солнцу и выходил, запевая рекрутскую песню.

 

На прощальную трапезу в доме призывника собирались родственники, соседи, друзья, которые приносили с собой пиво, вино, еду, деньги. Поднося призывнику ковш, провожающие благословляли, молились за него. Призывник угощал провожающих, плясал в кругу свиты, распевал рекрутские песни. Застолье завершалось подачей каши; мать починала каравай, горбушку полагалось хранить до возвращения солдата. Обычай, когда ломоть отрезал призывник, является, видимо, поздним вариантом. Родители садились на почётное место за столом, рекрут, стоя перед ними, получал благословение. Из избы призывник выходил спиной вперёд, лицом к дому, что олицетворяло надежду на возвращение; его усаживали на повозку, трогаясь, следили, с какой ноги пойдёт лошадь. Добрым знамением считалось, если движение начиналось с правой. В 20 веке в обряд проводов вошёл обычай кидать за околицей стакан. В дорогу мать давала шăрттан, чăкăт, сухари, бельё и т.п., провожающие – деньги. За полевыми воротами рекрут прощался с односельчанами, которые напутствовали его добрыми пожеланиями, в благодарность он отвечал: «Çапла пултăр» (Пусть будет так). Покидая деревню или перейдя через мост, он бросал монеты. На сборный пункт в уездный город рекрута провожало несколько повозок с родственниками и друзьями.

 

В комплексе рекрутских обрядов были представлены обычаи и обряды, связанные с гаданиями о предстоящей службе. Так, призывник отрезал краюху каравая, подбрасывал ее вверх. По тому, какой стороной она падала на стол, гадали о будущей службе; мать отрезала прядь волос с головы сына, волосы и серебряную монету клала на краюху, сворачивала в холст и прятала в сундук. Считалось, что их состояние свидетельствует о здоровье сына, проходящего службу. Початая при проводах рекрута бочка пива время от времени обновлялась, собирали родственников, приоткрывали дверь, приглашая находящегося далеко солдата на пиво.

 

Традиционно рекрутские обряды продолжают бытовать в усечённых вариантах и поныне.

 

Георгий Матвеев, ведущий научный сотрудник ЧГИГН.

 

http://gov.cap.ru/UserFiles/photo/201507/01/Albom110981/dscn1183.jpg

 

 

БУДЕТ ЛИ ПРИНЯТ ЗАКОН О РОССИЙСКОЙ НАЦИИ?
Кадыров Сергей, Шупашкар хули
Редакция сайта:

Данный вопрос мы переадресовали сотруднику института ИВАНУ БОЙКО.

 

СПРАВОЧНО. Иван Бойко - доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук.

 

Овет в разделе ВИДЕО  =>здесь

Кĕçех Чӑваш патшалӑх академи драма театрӗ 100 çул тултарать. Çавна май театрта лартакан паллăрах чăваш драматургĕсем çинчен пĕлес килет.
Тарас Васильев, Шупашкар районĕ
admin:

Чăваш патшалăх гуманитари ăслăлăхĕсен институчĕн ертсе пыракан ăслăлăх ĕçтешĕ Ирина Кириллова хуравлать (хуравĕ ВИДЕО рубрикăра, ҫакӑнта ).

 

 

Июль уйӑхӗнче Чăваш наци телевиденийĕ хатĕрленĕ «Хыпарçăсем» кăларăма кураймарӑм. Ҫав кӑларӑмра сирен институтра тухнӑ кӗнеке пирки каланӑ, терӗҫ («Тавралăх халапĕсем» ятлӑ"). Ҫак кӗнеке пирки нумайрах пӗлес килет.
Зоя Саламатина, Шупашкар хули
admin:


 Тӗрӗс, ҫĕртме уйăхĕн 26-мĕшĕнче Чăваш наци телевиденийĕ хатĕрленĕ  «Хыпарçăсем» кăларăма Чăваш патшалăх гуманитари ăслăлăхĕсен институчĕн ăслăлăх аслă сотрудникĕ, философи наукисен кандидачĕ Ольга Терентьева хутшăнчĕ.

 Вăл хăй пухса хатĕрленĕ, нумай пулмасть пичетленсе тухнă «Тавралăх халапĕсен» иккĕмĕш кĕнеки пирки хыпарларĕ.

 

Хуравӗ "Видео" рубрикӑра  =>ҫакӑнта

 

Ун калаçăвĕ 25-мĕш минутран пуçланать.

В последнее время часто говорят о связи китайской и чувашской музыки. Что об этом думают специалисты?
Сергей Петров, г.Чебоксары
Редакция сайта:

Этот вопрос мы адресовали профессору, доктору искусствоведения, известному музыковеду главному научному сотрудник искусствоведческого направления Института Михаилу Кондратьеву. Ответ - в разделе "Видео".