Новости с сайтов-партнеров

ЧУНҪӲРЕВЕ КАЙНИСЕМ ШУПАШКАРА ҪИТРӖҪ

17.07.2017 16:12

28-мӗш чунҫӳреве кайнисем утӑ уйӑхӗн 9-мӗшӗнче Шупашкара ҫитрӗҫ. Кӑҫалхи ҫул Ӗренпур облаҫӗнчи Ҫирӗклӗ Тук ялӗ урлӑ Казахстан ҫӗрӗ еннелле выртрӗ.

Тӗп тӗллев — Туркестанран инҫе мар вырнаҫнӑ Мон Булакра Котрага халалласа барельеф вырнаҫтарасси пулчӗ. Казахстан ҫӗрӗ хӑнасене тараватлӑ кӗтсе илчӗ, Шупашкартан тухнисене Туркестанри пӗр хӑна ҫуртне вырнаҫтарчӗҫ. Чунҫӳревҫӗсем пӗтӗм Казахстан уявлакан Астана кунне те хутшӑнчӗҫ — Туркестанӑн тӗп тӳремӗнче хӑйсен пултарулӑхӗпе паллаштарчӗҫ.

Шел те, барельефа вырнаҫтарма май тупӑнмарӗ. Чунҫӳревҫӗсем килес кунсенче вырӑнти тӳре-шара Астана кунӗн уявне хатӗрленнӗрен палӑк лартма ирӗк паракан хута туса ҫитереймен иккен. Ҫавна май барельефа тата чул ҫине ҫырнине Туркестанра вырнаҫнӑ Ахмет Ясави ятлӑ университечӗн музейне парса хӑварчӗҫ. Вӗсем вӑхӑт тупса палӑка вырнаҫтарма шантарчӗҫ. Ҫавах та чунҫӳревҫӗсем ҫак ӗҫе паллӑ туса така пусса ваттисемпе пирӗн халӑхӑн мӑн аслашшӗсене асӑнчӗҫ.

Сӑмах май, чунҫӳрев кӑҫал тепре те иртмелле, ҫурла уйӑхӗн варринче тепӗр хут Крым патне, Хӑнакур хули вырӑнне ҫитсе килмелле. Унта чунҫӳревҫӗсем пӗлтӗр лартнӑ палӑка илемлетесшӗн.

Институт сотрудникӗ,  "Чӑваш халӑх сайт" редакторӗ

Аçтахар Плотников,

 

Ытти фотосем: => Сӑнсем (1 пай, 100 сӑн), Сӑнсем (2-мӗш пай, 100 сӑн), Сӑнсем (3-мӗш пай, 100 сӑн), Сӑнсем (4-меш пай, 119 сӑн)

Источник новости:

СОСТОЯЛАСЬ ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА В КАЗАХСТАН

17.07.2017 11:54
СОСТОЯЛАСЬ ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА В КАЗАХСТАН

 

 

Начиная с 1990 года Союз чувашской молодежи «Сувар» ежегодно организовывает паломнические поездки «Чунҫӳрев» по памятным местам, связанным с историей чувашского народа. За эти годы было совершено уже 27 поездок, в том числе в города бывшей Волжской Болгарии Болгар, Биляр, Сувар, Ошель, Муромское городище (Республика Татарстан), Сильби (Республика Башкортостан), в Республику Горный Алтай, в города Тобольск (Тюменская область), Буйнакск (Республика Дагестан), Билясуар (Азербайджан), Фанагория (Керченский полуостров). Везде, где побывали чувашские паломники, остаются памятные знаки-столбы Юпа.

На днях состоялась 28-я паломническая поездка молодежи и творческой интеллигенции Чувашии в Республику Казахстан, посвященная основателю государства Великая Болгария хану Кубрату, по маршруту г. Чебоксары – г. Ульяновск – село Верхнее Игнашкино Оренбургской области – г. Уральск – г. Актюбинск – г. Аральск – г. Кызылорда – г. Туркестан. Программа поездки была предварительно согласована с администрацией президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, акимом Южно-Казахстанской области Жансеитом Туймебаевым и президентом Международного казахско-турецкого университета имени Ходжи Ахмета Яссави Уалиханом Абдибековым.

В длительном путешествии приняли участие 43 паломника, среди них писатели, поэты, артисты и другие деятели культуры и искусства Чувашии, в том числе детский танцевальный коллектив «Калинка» и фольклорный ансамбль «Тӑван». Благодаря содействию акима г. Туркестана Алипбека Усербаева чувашскую делегацию безвозмездно разместили в гостинице «Зиярат-отель», обеспечили трехразовым питанием и организовали бесплатные экскурсии. Интересно, что само название гостиницы в переводе с арабского тоже означает «паломничество к святым местам».

Чувашская делегация приняла участие в концертной программе, посвященной празднованию Дня города Астаны. Кстати, день столицы Казахстана широко отмечается по всей стране. Руководитель делегации, заместитель директора Государственной киностудии «Чувашкино» и архива электронной документации Олег Цыпленков выступил с приветственной речью в торжественной части вечера, а затем зрители бурными аплодисментами встретили песни и танцы артистов из Чувашии. На память об этом вечере у чувашских паломников останется совместная фотография с акимом г. Туркестана, который пожелал запечатлеться вместе с представителями родственного народа.

Делегацию принял первый вице-президент Международного университета имени Х.А. Яссави профессор Мехмет Куталмыш. В ходе официальной встречи было принято соглашение о том, что в музее университета будет открыт отдельный зал, посвященный хану Кубрату. Здесь установят привезенные паломниками барельеф и памятную гранитную плиту с надписями на казахском, чувашском и русском языках. Автор барельефа чувашский скульптор Николай Кондрашкин из г. Ульяновска, а финансировал работу председатель Московской национально-культурной автономии волжских болгар-чувашей Владимир Болгарский. Они оба поехали в Казахстан в составе чувашской делегации.

На память о встрече акимы Южно-Казахстанской области и города Туркестан, а также доктор Мехмет Куталмыш получили чувашские национальные мужские костюмы. В свою очередь, аким Туркестана Алипбек Усербаев вручил подарки гостям из Чувашии.

После совершения жертвоприношения – Чӳк – в честь великих предков чувашского народа, делегация выехала на родину. Всего паломниками было преодолено 6750 километров пути.

Видеокадры о поездке будут включены в документальный фильм об основателе государства Великая Болгария хане Кубрате, создаваемом Государственной киностудией «Чувашкино».

Источник новости: http://gov.cap.ru/Info.aspx?ty...id=3615865&gov_id=12

ОБСУЖДЕНЫ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ ЧУВАШДРАМТЕАТРА ИМ. К.В. ИВАНОВА

17.07.2017 11:21
ОБСУЖДЕНЫ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ ЧУВАШДРАМТЕАТРА ИМ. К.В. ИВАНОВА

 

14 июля 2017 г. в Министерстве культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики состоялось заседание организационного комитета по подготовке и проведению праздничных мероприятий, посвященных 100-летию со дня основания Чувашского государственного ордена Трудового Красного Знамени академического драматического театра им. К.В. Иванова.

Открыла заседание председатель организационного комитета, заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министр финансов Светлана Енилина. Светлана Александровна отметила, что 9 ноября 2016 года Глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев подписал Указ о праздновании 100-летия со дня основания Чувашского государственного ордена Трудового Красного Знамени академического драматического театра им. К.В. Иванова, определяющий порядок подготовки и проведения этого знаменательного события. Как отмечается в документе, праздничные мероприятия будут проводиться в 2017–2018 годах. В связи с этим распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики образован организационный комитет и утверждён план основных мероприятий.

На заседании были обсуждены основные вопросы, касающиеся проведения праздничных мероприятий.

О ходе подготовки к проведению праздничных мероприятий проинформировал Валерий Яковлев, художественный руководитель Чувашского государственного ордена Трудового Красного Знамени академического драматического театра им. К.В. Иванова. Валерий Николаевич отметил, что в рамках реализации плана мероприятий в первом полугодии текущего года проведены книжные выставки, викторины, информационные и познавательные часы, литературно-музыкальные вечера, дни театра в районах Чувашской Республики с показом спектакля «Ялта». Мероприятия прошли на высоком уровне и собрали много положительных отзывов со стороны жителей Чувашии.

Главный специалист-эксперт информационно-аналитического отдела Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики Александра Цымбал-Макарова рассказала об организации освещения в СМИ юбилейных мероприятий.

Было отмечено, что в I полугодии 2017 г. по данной теме в республиканских, районных (городских) СМИ вышло более 55 материалов. На «Национальном радио Чувашии» тема поднималась в рамках передач «Чĕнтĕрлĕ чаршав» и «Тата мĕн кирлĕ пурнăçра?». Гостем последней программы стал художественный руководитель театра Валерий Яковлев. В печатных изданиях созданы и ведутся тематические рубрики: «Театр», «Театр юбилейĕ тĕлне», «Чувашскому драмтеатру посвящается» и другие, публикуются материалы, посвящённые истории театра, его основоположникам, артистам, драматургам и художникам.

Освещение мероприятий, посвященных юбилею театра, будет продолжено.

Участники оргкомитета высказали свои предложения по вопросам, обозначенным в повестке дня.

В завершение мероприятия заместитель председателя организационного комитета, министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Константин Геннадиевич отметил: «План мероприятий носит межведомственный характер. В его реализации задействованы Минкультуры Чувашии, Мининформполитики Чувашии, органы местного самоуправления. Наша с вами задача, то есть задача оргкомитета – обеспечить его полное выполнение и в сроки, утвержденные распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики».

 

Справочно: Чувашский государственный академический драматический театр им. К.В. Иванова – один из старейших театров в России. Первый спектакль «Не так живи, как хочется» по пьесе А.Н. Островского был показан 27 (14) января 1918 г. в г. Казань группой студентов, красноармейцев и служащих. Основателем и первым режиссером театра был народный артист Чувашской Республики И.С. Максимов-Кошкинский (1893-1975). В 1920 г. после образования Чувашской автономной области Чувашский театр из Казани был переведен в г. Чебоксары.

В 1933 г. театр получил статус «академический», в 1959 г. ему присвоено имя основателя чувашской литературы К.В. Иванова. В 1977 г. за заслуги в развитии театрального искусства театр награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 2003 г. коллективу Чувашского государственного ордена Трудового Красного Знамени академического драматического театра им. К.В. Иванова объявлена Благодарность Президента Чувашской Республики, в 2008 г. – Благодарность Президента Российской Федерации, в 2013 г. – Благодарность Главы Чувашской Республики.

Художественными руководителями театра в разные годы были И.С. Максимов-Кошкинский, П.Н. Осипов, К.И. Иванов, Л.Н. Родионов, а с 1979 г. – народный артист СССР В.Н. Яковлев.

В разные года на сцене творили такие выдающиеся мастера сцены, как народные артисты СССР Борис Алексеев, Алексей Ургалкин, народные и заслуженные артисты России, народные артисты Чувашии – Ольга Ырзем, Игнатий Молодов, Елена Шорникова, Виктор Родионов, Ефим Никитин, Дарья Столярова, Петр Иванов, Николай Степанов, Геннадий Терентьев. В настоящее время успешно трудятся народная артистка СССР Вера Кузьмина, народные артисты России Нина Григорьева, Нина Яковлева, заслуженные артисты Российской Федерации Геннадий Большаков, Владимир Семенов, Любовь Федорова, народные артисты Чувашской Республики Геннадий Медведев, Валентина Ситова, Валентина Иванова, Иван Иванов, Вячеслав Александров и многие другие.

С первых дней своей деятельности театр обращал большое внимание подготовке квалифицированных актёрских кадров. В 1927 г. при театре была организована студия. В 1947 и 1961 гг. труппа театра пополнилась выпускниками национальной студии при ГИТИСе, в 1972 году – ЛГИТМИКа, в 1983, 1993, 2002 гг. – Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина. В 2011 г. театр пополнился выпускниками актёрского отделения Чувашского государственного института культуры и искусств (курс народного артиста СССР В.Н. Яковлева).

Творческий коллектив театра за постановку спектакля «Волны бьют о берег» Н. Терентьева (1971 г.) стал лауреатом Государственной премии России им. К.С. Станиславского, был многократным победителем международных, всероссийских театральных фестивалей. В 2002 г. театр принял участие в III Международном фестивале «Волкову, Волкову, Волкову... всем мы обязаны» в г. Ярославле, где художественному руководителю В.Н. Яковлеву была вручена премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова. В 2004 г. коллектив театра (5 человек) за спектакль «Свет далекого счастья» по пьесе А.Тарасова стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за 2003 год.

В 2010 г. театр стал обладателем гранта Главы Чувашской Республики для реализации творческих проектов профессиональных коллективов Чувашской Республики на реализацию проекта «Русская классика на сцене чувашского театра (постановка спектакля малой формы «Каменный гость», посвященного 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина)», в 2015 г. – на реализацию проекта «Мюзикл «Во мне душа Пихампара» («Пихампар чунӗ манра») (постановка на сцене Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова мюзикла «Во мне душа Пихампара»)», в 2016 г. – на реализацию проекта «Постановка спектакля «Тăманлă каç» («Буранная ночь») по рассказу современного чувашского писателя Николая Мартынова «Кăвак хуппи» («Северное сияние»)».

Чувашский государственный академический драматический театр им. К.В. Иванова ведет активную гастрольную и выездную деятельность. Особое место в гастрольной деятельности занимают регионы с компактным проживанием чувашского населения – Республики Татарстан, Башкортостан, Марий Эл, Ульяновская, Самарская, Оренбургская области.

Высокохудожественный репертуар, основанный на лучших произведениях русской и мировой классики, национальной драматургии, профессиональная труппа, в составе которой много известных мастеров сцены, режиссура и сценография сегодня делают театр привлекательным и интересным для самых широких слоев зрителей как в Чувашии, так и далеко за её пределами.

Ежегодно театр осуществляет по 5-6 новых постановок, показывает более 280 спектаклей, которые посещают свыше 74 тыс. зрителей. Творческим коллективом организуется более 30 гастролей в регионы России, в которых принимают участие более 25 тыс. человек.

 

Источник новости: Министерство культуры

ЧУВАШСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Н. УЛЬЯНОВА ШЕСТОЙ ГОД ПОДРЯД ПРИЗНАН ЭФФЕКТИВНЫМ ВУЗОМ

03.07.2017 10:17

 

Министерство образования и науки Российской Федерации подвело итоги очередного ежегодного мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования. По итогам мониторинга 2017 года Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова шестой год подряд признан эффективным вузом. Позиции образовательных организаций оценивались по основным показателям: «Образовательная деятельность», «Научно-исследовательская деятельность», «Международная деятельность», «Финансово-экономическая деятельность», «Заработная плата профессорско-преподавательского состава», «Трудоустройство», «Дополнительный показатель».

Деятельность Алатырского филиала Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова также признана эффективной.

СПРАВОЧНО:

В мониторинге эффективности в 2017 году приняли участие 770 государственных, негосударственных, муниципальных и региональных образовательных организаций высшего образования и 691филиал образовательных организаций высшего образования.

Результаты мониторинга эффективности опубликованы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном портале Минобрнауки России (минобрнауки.рф), а также на специальном портале (http://monitoring.edu.ru/), где по каждому вузу и филиалу представлена развернутая аналитическая информация.

Источник здесь

Источник новости:

ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ К 80-ЛЕТИЮ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА РОССИИ П.В. ПАВЛОВА

15.06.2017 16:10
ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ К 80-ЛЕТИЮ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА РОССИИ П.В. ПАВЛОВА

 

16 июня, в 16:00, в залах ЧГХМ состоится вернисаж выставки, посвященной 80-летию со дня рождения народного художника России Петра Васильевича Павлова (1937-2010).

В экспозиции представлено около 50 живописных произведений автора из фондов ЧГХМ.

Петр Павлов - выдающийся художник, мастер исторической живописи, педагог - родился в Удмуртии (п. Кез) в рабочей семье. Никто из его родных не увлекался искусством или народным творчеством. В школе, где учился мальчик, даже не было уроков рисования. Весь нелегкий путь в профессию художника Петр прошел самостоятельно, без чьей-либо помощи.

Окончив Свердловское художественное училище, Петр поступил в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, утвердивший приверженность Павлова реалистической школе искусства, давший ему помимо профессиональных навыков высокую художественную культуру, обширные познания в области истории искусства. Большое влияние оказала на молодого художника актуальная в советском искусстве 1960-х годов эстетика «сурового стиля» с ее лаконизмом образного языка, интересом к историческому жанру, к драматическим мотивам, к теме мученического подвижничества во имя правого дела.

После окончания института Павлов переехал в Чебоксары. Здесь он работал художником-живописцем в Художественном фонде, участвуя в монументально-декоративном оформлении города, оформлении общественных интерьеров, преподавал на Художественно-графическом факультете ЧГПИ. им. И.Я. Яковлева, а позднее в Чебоксарском художественном училище.

Ведущим направлением творчества Павлова стала сюжетно-тематическая картина. Художник воплощал в жизнь свои замыслы в виде циклов картин, охватывающих важнейшие этапы истории страны – революция, гражданская, первые коммуны и колхозы, первые пятилетки, Великая Отечественная...

Тематические произведения Павлова – это вдумчивое и несколько скорбное размышление о судьбах народа, о драматизме общественных потрясений. Историческая тематика интересует художника, прежде всего, в ее социальном аспекте.

Мастер психологического анализа, Павлов, ставя своих героев в самые разные жизненные ситуации, всякий раз пытается отразить глубочайшую нравственную суть происходящего, показать в человеке человеческое, выявить качества личности, раскрыть диалектику души.

С 70-х годов в самостоятельный жанр выделяется в творчестве Павлова живописный портрет. Круг портретируемых довольно широк: труженики села, деятели науки и культуры Чувашии, коллеги по творческому цеху, ветераны войны, студенты, члены семьи.

В 1987 г. мастер создает серию работ, объединенных названием «Песни старой Чувашии». Мир чувашской старины предстает в полотнах мастера величавым, полным самоуглубленной безмятежности средоточием вечных ценностей: мирного труда на общее благо, гармонии человеческих отношений.

В 1989 году Павлов переезжает в Ульяновск, где продолжается его творческая и педагогическая деятельность (профессор кафедры живописи, рисунка и скульптуры Ульяновского государственного университета). Два последних десятилетия он много работает в жанре пейзажа, а в последние годы жизни вновь обращается к историческому жанру.

Творчество Петра Павлова оставило яркий след в художественной культуре нашей республики и России в целом.

По материалам сайта Чувашского государственного музея 

 

Источник новости:

ЧӐВАШ ТАТА ТУТАР ӐСЧХӖСЕМ ТАЧӐ ҪЫХӐНСА ӖҪЛЕСШӖН

08.06.2017 12:24
ЧӐВАШ ТАТА ТУТАР ӐСЧХӖСЕМ ТАЧӐ ҪЫХӐНСА ӖҪЛЕСШӖН

"ХЫПАР" (2017.06.07): "ЧӐВАШ ТАТА ТУТАР ӐСЧХӖСЕМ ТАЧӐ ҪЫХӐНСА ӖҪЛЕСШӖН"

     Ҫак кунсенче Чӑваш патшалӑх гуманитари ӑслӑлӑхӗсен институтӗнче Тутар Республикин Ш.Марджани ячӗллӗ истори институчӗн ученӑйӗсем пулчӗҫ, «Гуманитари енӗпе ӑслӑлӑх тӗпчевӗсем йӗркелесси: ШМарджани ячӗллӗ истори институчӗн опытӗнчен» пӗрлехи семинара хутшӑнчӗҫ. Ӑна Шупашкарти институтӑн директорӗ Петр Краснов ертсе пычӗ.

     Кӳршӗсен истори институчӗ — Тутарстанра кӑна мар, Раҫҫейре те, чикӗ леш енче те ят-сум ҫӗнсе илнӗ наука центрӗ. Ҫирӗм ҫулта вӑл 1 пин ытла наука кӑларӑмне кун ҫути кӑтартнӑ. Тутар халӑх историне аваллӑхран пуҫласа паянхи кунчченех анлӑн ҫутатнӑ, ҫичӗ томран тӑракан ярӑм вара — институтӑн чи пысӑк ӗҫӗ.
     Семинарта тутар истори институчӗн директорӗ, Тутарстанри ӑслӑлӑхсен академийӗн вице-президенчӗ, истори наукисен докторӗ Рафаэль Хакимов ҫак ӗҫпе тӗплӗн паллаштарчӗ. Кӑларӑма кун ҫути кӑтартассишӗн институт сотрудникӗсем пӗр ҫул кӑна мар ӗҫленӗ. Рафаэль Сибгатович палӑртнӑ тӑрӑх - чӑвашпа тутар халӑхӗн пӗр истори, ҫавӑнпа икӗ республика ӑсчахӗсен аваллӑха пӗрле тӗпчемелле. Тутар ученӑйӗсем ҫавӑн пекех тӗрӗк тӗнчин этносоциологи аспекчӗсемпе, хӑйсен республикин ҫӗнӗ историне тишкерессипе ҫыхӑннӑ ыйтӑвӗсене хускатрӗҫ. Чӑваш ученӑйӗсенчен институт директорӗн ҫумӗ, истори наукисен кандидачӗ Геннадий Николаев, искусствоведени докторӗ, ЧР Пуҫлӑхӗн канашҫи Михаил Кондратьев тухса калаҫрӗҫ. Семинар хыҫҫӑн Чӑваш патшалӑх гуманитари ӑслӑлӑхӗсен институчӗн ӗҫченӗсем хӑйсен шухӑшне пӗлтерчӗҫ.

 


Петр КРАСНОВ, институт директорӗ:


     - Тахҫанах паллӑ чӑнлӑх: пирӗн халӑхсем пӗр кӑкран. Ҫавӑнпа пире пӗрлеш-терекенни нумай: истори, фольклор, чӗлхесем тӗрӗк ҫемйине кӗни, нумай ӗмӗр юнашар пурӑнни... Чӑваш тата тутар историкӗсен тӑтӑшрах тӗл пулмалла, наукӑн пӗрлехи форумӗсене йӗркелемелле, пӗр-пӗрин кӑларӑмӗсенче пичетленмелле. Манӑн шухӑшпа - историксен кӑна мар, археологсен те пӗрле ӗҫлемелли темӗн чухлӗ. Атӑлҫи Пӑлхар патшалӑхӗн хулисемпе хулашӗсем паянхи Тутарстан территорийӗнче ытларах пулнине шута илер. Нумаях пулмасть пирӗн археологсем Чӗмпӗр облаҫне кайса килчӗҫ  /ку тӑрӑх та Атӑлҫи Пӑлхара кӗнӗ/, Чӗмпӗр ученӑйӗсем Шупашкарта пулчӗҫ. Тутарстан, Чӑваш Ен тата Чӗмпӗр археологӗсем пӗрле ӗҫлени ҫав тери пысӑк усӑ кӳрӗ.

 


Геннадий НИКОЛАЕВ, директорӑн ӑслӑлӑх енӗпе ӗҫлекен ҫумӗ:                      

  - Оппонентсемсӗр, пӗр-пӗрин ӗҫне объективлӑ хакламасӑр ӑслӑлӑхра ҫитӗнӳ тӑваймастӑн. Калӑпӑр, чӑваш этника историйӗпе ҫырнӑ ӗҫсене хакланӑ чухне ялан тенӗ пекех тутарсем пирӗн оппонент пулнӑ, вӗсен ӗҫсене тишкерме пирӗн ученӑйсем хутшӑннӑ. Мӗншӗн тесен икӗ халӑхӑн этногенез ыйтӑвӗсемпе тавлашмалли ҫителӗклех. Эпир, паллах, хальччен те сахал мар тӗл пулнӑ, анчах ӑнланмалла сӑлтавсене пула кашни ен хӑйӗн шухӑшне сыхласа хӑварма тӑрӑшнӑ, пӗр-пӗрне шанманлӑх хытах палӑрнӑ. Ҫу уйӑхӗн 29-мӗшӗнчи пӗрлехи семинар - историе кӗрсе юлмалли пулӑм. Кунашкал усӑллӑ семинар-конференци ӳлӗм те ирттерӗпӗр.

 


Димитрий ЕГОРОВ, этнологи пайӗн ӑслӑлӑх сотрудникӗ:


     - Мана кӳршӗсен истори институчӗн этнологи уйрӑмӗн ӗҫӗ-хӗлӗ уйрӑмах кӑсӑклантарчӗ. Вӗсен «Историческая этнология» журнал тухса тӑрать. Пирӗн институтра та журнал пур: «Чувашский гуманитарный вестник». Тутарсем пирӗн патра пичетленеҫҫӗ. Пирӗн ӗҫсене те вӗсем хӑйсен журналӗнче кун ҫути кӑтартасса шанатпӑр. Хусанти институтра питӗ пуян архив упранать, унта чӑвашсемпе ҫыхӑннӑ документ нумай. Хӑшне-пӗрне хальччен те тӗпчемен. Вӗсене халех тишкермелле. Пирӗн институт архивӗ те чухӑн мар. Николай Никольскин фондӗнче, ытти уйрӑмра тутарсемпе ҫыхӑннӑ интереслӗ материалсем пур, ҫавӑнпа вӗсем те пирӗн патра тухӑҫлӑ ӗҫлеме пултараҫҫӗ. Тутар ӗҫтешсемпе пӗрле тӗрлӗ проект пурнӑҫласса шанатӑп.


Роза ВЛАСОВА.

Источник новости: "Хыпар"

МИНКУЛЬТУРЫ ЧУВАШИИ: ОБНОВЛЕН СПИСОК ЧУВАШСКИХ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.06.2017 12:12

Список здесь.

Источник новости: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=12&id=910203

АЙГИ ТЕПЕРЬ И НА ЭСТОНСКОМ

08.06.2017 10:52
АЙГИ ТЕПЕРЬ И НА ЭСТОНСКОМ

В коллекции «Айгиана» Национальной библиотеки Чувашской Республики появилась новая, изданная в Эстонии, книга стихотворений Г. Айги, напечатанных параллельно на эстонском и русском языках:

Это первая книга Г. Айги на эстонском, и сразу – такая значительная: в нее вошло 126 стихотворений, написанных в 1956-2003 гг. Объемное издание, иллюстрированное графическими работами Maris Kaskmann, снабженное комментариями и краткими сведениями об авторе, преподнесли библиотеке в дар ее давние друзья. Галина Куборская-Айги полученную от эстонских издателей книгу передала через Олега Улангина специально для Зала Г. Айги.

Напомним, что в Национальной библиотеке Чувашской Республики хранится самое большое и полное собрание изданий Г. Айги и материалов о его жизни и творчестве, названное «Айгиана», а также создан Зал Г. Айги. 

СПРАВОЧНО. Выходные данные:

Айги Г. «Чащи в лесу» / Г. Айги ; пер., коммент., послесл. Катрин Вели. – [Б. м.] : Ninniku; Фонд эстонского языка ; изд. при поддержке Культурного Фонда Эстонии, 2017. – 389 c. – (Библиотека Ninniku, кн. 14).

Татьяна Николаева

 

Источник новости: Сайт Национальн...Республики

МАРИНА КАРЯГИНА МУСКАВРАН КӗМӗЛ МЕДАЛЬПЕ ТАВРӑННӑ

08.06.2017 10:50
МАРИНА КАРЯГИНА МУСКАВРАН КӗМӗЛ МЕДАЛЬПЕ ТАВРӑННӑ

Чӑваш Енри паллӑ тележурналист, поэт, драматург Марина Карягина Пӗтӗм Раҫҫейри литература фестивалӗнче пулнӑ. Унта ӑна йӗркелӳҫӗсем йыхравланӑ. Сумлӑ мероприятие кӑҫал иккӗмӗш хут йӗркеленӗ, ун чух вӑл Крымра иртнӗ.

Хальхине чикӗ леш енчи чылай ҫӗршывран: Америкӑри Пӗрлешӳллӗ Штатсенчен, Францирен, Данирен, Польшӑран, Луганскран, Беларуҫран, Англинчен, Австринчен та та ытти ҫӗртен — поэтсем килнӗ.

Кӑҫалхи фестивале Марина Цветаева ҫуралнӑранпа 125 ҫул ҫитнине халалланӑ. Программа пуян пулнӑ: куллен ӑсталӑх сехечӗсем, ҫавра сӗтелсем, тӗл пулусемпе хӑтлавсем иртнӗ. Еврази халӑхӗсен ассамблейин пӗрремӗш съезчӗ те фестиваль вӑхӑтӗнчех иртнӗ. Марина Цветаева пурӑннӑ ҫурт-музейра поэта халалланӑ сӑвӑсене вулакансен конкурсӗ пулнӑ. Писательсен хулинче, Переделкинӑра, пултарулӑх тӗлпулӑвӗсемпе сӑвӑҫсен кӗнеке хӑтлавӗсем иртнӗ.

Фестивальте Казахстанӑн паллӑ поэтне Олжас Сулейменова ылтӑн медаль панӑ. Марина Карягинӑна вара кӗмӗл медальпе чысланӑ.

Таисия Ташней

Хыпар ҫӑлкуҫӗ: https://www.chuvash.org/news/15889.html

Источник новости: https://www.chuvash.org/news/15889.html

В ЧЕБОКСАРАХ ОТКРЫТА ВЫСТАВКА ГЕОРГИЯ ФОМИРЯКОВА

08.06.2017 10:50
В ЧЕБОКСАРАХ ОТКРЫТА ВЫСТАВКА ГЕОРГИЯ ФОМИРЯКОВА

СВОИ ЦВЕТА ОН ЗАЧЕРПНУЛ ИЗ РАДУГИ 

В Чувашском художественном музее проходит грандиозная выставка Георгия Фомирякова (Хомарека) «Сар Киль — Дом Солнца» (чувашское сарă кил «желтый, светлый дом»). Когда-то, в далеком 1988 году организовалось под таким названием содружество молодых художников, мечтавших о новом искусстве, о новых художественных практиках (Фомиряков, братья Улангины, Джалиль Гайнутдинов, Олег Романов, Геннадий Иванов-Орков). В том же году они сделали шумную молодежную выставку с инсталляциями, нефигуративными холстами, соцартовскими работами, а до нее небольшую экспозицию лирических абстракций в кинотеатре «Сеспель», в котором проходила тогда премьера фильма Сергея Соловьева «АССА».
В искусстве бывают удивительные совпадения. Ровно за сто лет до этого гениальный Винсент Ван Гог прибывает в Арль (городок на юге Франции) и снимает для жилья и мастерской «Желтый домик» на площади Ламартина, 2. Он пишет письма брату Тео, Эмилю Бернару, Полю Гогену, приглашая их к себе, чтобы вместе работать. «В мастерской, постоянными обитателями которой будем мы с Вами, но которая станет убежищем и приютом для наших сотоварищей, когда им круто придется в жизненной борьбе» (из письма к Гогену). Там, на юге, Ван Гог особо полюбил солнечный свет. Желание совместно работать и поддерживать друг друга в жизненной борьбе, наверное, было и у чувашских саркилевцев. Потом каждый пошел своим путем, но чувство «дружести» осталось, что проявлялось в сотрудничестве при проведении разных культурных акций (например, выставки-big show «2000-Белая Чувашия»).
Однако зайдем все же в «Сар Киль — Дом Солнца» Георгия Фомирякова. Принято считать его этнофутуристом. Он и сам так себя позиционирует. Вот, например, такая его дефиниция: «Это взрыв во времени и пространстве, вспышка света, соединяющая время, прошлое, будущее и пространство…» Этнофутуризм понимается им как синтез разных направлений искусства с конечной гармонией. Возможно ли это? Какой-то этнофутуризм без берегов.
Настоящая выставка, которая представляет более чем тридцатилетний путь художника со всеми его блужданиями, исканиями, открытиями новых языков самовыражения, в какой-то степени подтверждает «безбрежность» его творчества. Тем более что Фомиряков отрицает само понятие жанра, тематическую заданность произведения, приверженность одному стилю. В нем самом словно присутствуют разные художники.
Недаром он и свои работы подписывал в разное время по-разному: то просто паспортной фамилией, то родовым именем Хомарек, то Кера, то Кенин Керри. Можно попытаться выделить какие-то периоды в его творческом развитии. Вот серия литографий «Дровосеки», «Сон дровосека», «Притча пильщика» и другие. Как будто обычные трудовые занятия, но воспринимаются они как некие символические действия. Серия «Город», в которой городское пространство является не очень-то дружелюбной к человеку средой: огрубленные формы, трубы, теснящиеся здания, сумрак — отголосок «сурового стиля». Деревенская (родная чиганарская) серия картинок более светлая и веселая. Особую любовь он проявляет к домашней живности (петухи, курицы, коровы и почему-то особая симпатия к кошкам). Это начальная пора.

Потом последовал «геометрический» период. Угловатость, плоскостные решения с четко выверенным наложением цвета, жесткие прямые линии. Работы уже не являются результатом чувственного впечатления, в них виден переход к осмыслению некоторых архетипов, определяющих, по его мнению, чувашское мировосприятие. Различные варианты Древа жизни (Arbor Mundi), «Древо рода», диптих «Древо булгар: Атте-Анне (Отец-Мать)», «Киреметь», волки — белый и красный, Человек-птица, неземные женщины, длинноволосые, волоокие, в их глазах сокрыта некая мистическая тайна. Художник созидает на чувашской основе собственную мифологию (или фантасмагорию?), свой художественный мир. Сюжеты-фантазмы самые невероятные, в них можно угадывать разные смыслы и прозревать первооблик народа, его пра-Душу (Urgeist).
Пожалуй, он первым из чувашских художников дал в ХХI веке новое прочтение «жизнепоэзии» Сеспеля. Его Сеспелиана — это не иллюстрации к стихотворениям, а глубоко продуманные станковые работы (числом более двадцати). Он сумел обжечься глаголом нашего огненного Ангела. Есть несколько работ, связанных с поэзией Геннадия Айги (на стихи цикла «Поклон-Пению», просто белое «Поле Айги», «Сквозь звезды виден путь», центральная часть триптиха «Мудрец (посвящение Айги)»).
На выставке есть и совершенно новые работы, 2017 года. В них чувствуется какой-то космический размах. Судите хотя бы по названиям: «Вселенная и моя деревня», «На краю вселенной», «Рождение ХХI века». Из многих картин на тебя как бы излучается, струится солнечный свет и тепло. У него даже коровы рождаются из лучей солнца («Рождение жизни»). А корова для художника священна — кормилица и тем самым дающая жизнь. Словно он еще в детстве хорошо усвоил азы «педагогики солнца», о которой мечтал наш Геннадий Волков.
Кредо Фомирякова – быть художником света. «В свои картины я не пускаю тьму и разрушение, печаль и болезни». Вспомним здесь и арлезианские пейзажи Ван Гога с солнечной доминантой. Этот цвет доминирует и во многих работах Анатолия Миттова, достигая золотистого фонового мерцания (как в иконах). Что ж, Георгий наследует великим и этот уровень надо держать.
Центральной точкой всего пространства экспозиции является холст «Рождение ХХI века». Из ослепительного, лучезарного солнечного сияния к нам прорывается, широко раскинув руки с растопыренными пальцами, новый Век-Дитя. Перефразируя поэта, скажу — будем ловить в далеком отголоске, что случится на нашем веку. И будут новые картины художника… И пусть по-прежнему будет с ним Солнце, и пусть будет так, как писал Айги:
шествие Бога мерцает средь них золотыми
метафорами
в скромности равное Солнцу-Светилу
и солнцу душевному существованья любого.

Атнер Хузангай

Источник (текст): газета "Советская Чувашия" http://sovch.chuvashia.com/?p=182724

ЭТНОФУТУРИСТ ГЕОРГИЙ ФОМИРЯКОВ И ЕГО КАРТИНЫ (кликабельно)

Источник новости: "Советска Чувашия"

Страницăсем: [1], 2