Состоялось расширенное заседание археологического направления ЧГИГН, посвященное 125-летию со дня рождения Алексея Смирнова

29.05.2024 17:45 | просмотров: 1005
Состоялось расширенное заседание археологического направления ЧГИГН, посвященное 125-летию со дня рождения Алексея Смирнова

29 мая 2024 г. в зале Ученого совета Чувашского государственного института гуманитарных наук прошло расширенное заседание археологического направления ЧГИГН, посвященное 125-летию со дня рождения доктора исторических наук, профессора, основателя Чувашской археологической экспедиции Алексея Петровича Смирнова. В формате круглого стола историки, этнологи, фольклористы, языковеды, литературоведы, социологи заслушали выступления коллег-археологов – старшего научного сотрудника Николая Мясникова, старшего научного сотрудника Евгения Михайлова, научного сотрудника Александра Березина, младшего научного сотрудника Владимира Григорьева, лаборанта-исследователя Людмилы Сивовой – и подключились к обсуждению вопросов, связанных с их докладами.

Евгений Михайлов рассмотрел жизненный путь и научную деятельность известного советского археолога и историка А.П. Смирнова (1899–1974). Особое внимание он уделил его вкладу в археологическое изучение разновременных памятников Чувашского Поволжья. С привлечением новых архивных материалов осветил его деятельность на посту начальника созданной в 1956 г. Чувашской археологической экспедиции при ЧНИИ ЯЛИЭ (ныне ЧГИГН). Отдельно Евгений Михайлов отметил вклад А.П. Смирнова в подготовку чувашского археолога В.Ф. Каховского, а также в его полевые работы и научные труды.

Кандидат исторических наук Николай Мясников дал краткую характеристику истории изучения древностей раннего железного века и эпохи Великого переселения народов в Чувашском Поволжье (с IX/VIII вв. до н.э. до VII в. н.э.). Он выделил основные этапы полевых и кабинетно-аналитических исследований, сделал акцент на основных достижениях археологов прошлого. По его мнению, на сегодняшний день древности рассматриваемого времени в Чувашском крае могут быть разделены на три этапа: первая фаза РЖВ (IX/VIII – IV/III вв. до н.э.), вторая фаза РЖВ (III в. до н.э. – III в. н.э.) и уже следующая эпоха Великого переселения народов (IV–VII вв. н.э.). С учетом достижений современной археологии и выводов коллег из соседних регионов Николай Мясников выделил основные проблемы изучения древностей ананьинской культурно-исторической области, памятников переходного периода – конца I тыс. до н.э. – рубежа эр, памятников Писеральско-Андреевского типа (I–II вв. н.э.), древнемордовской культуры (III–VII вв.), памятников киевского круга (III–V вв.) и именьковской культуры (IV–VII вв.).

Александр Березин представил доклад, посвященный семантике эпиграфических намогильных камней XIIIXVIII вв. Присвияжья. На его взгляд, ярким проявлением на территории государства Волжской Болгарии стала традиция установки намогильных камней в период от Золотой Орды до Новейшего времени (XIII–XVIII вв.). Булгарские намогильные памятники XIII–XIV вв. Присвияжья обладали семантикой, отражающей представления о космологии исламского Средневековья, основанной на Коране, хадисах и сунне пророка. Эпиграфические памятники принадлежали только II группе. Стилистически они выделялись рельефно обособленными плечиками стрельчатого арочного свода и символом рая – лотоса крайнего предела в виде цветочной розетки или коранических формул: «Он живой» и «Суд Аллаха». С возникновением Казанского Ханства во второй половине XV–XVI вв. меняется стиль намогильных памятников, он отличается рельефным шрифтом «насх» и «сульс», написанном на арабском и старотатарском языках. После завоевания г. Казани войском Ивана Грозного в 1552 г. и падения Казанского Ханства традиции установки мусульманских надгробных камней оказались под запретом и вновь забытыми. Возрождаются традиции установки намогильных камней на кладбищах с новой синкретичной восточной и западной символикой в результате влияния представлений о мировом древе средневековой Руси.

Владимир Григорьев выступил по теме «Православный погребальный обряд XVI–XVIII вв. по некрополям г. Казани». Он рассмотрел развитие православной погребальной обрядности г. Казань после ее взятия русскими войсками Ивана IV в 1552 г. и до XVIII в. включительно. Исследование было проведено путем анализа отчетов археологических раскопок православных некрополей г. Казани за 1970-е по 2020-е гг. Материалы для работы взяты из научного фонда Института археологии им. А.Х. Халикова АН РТ. В дальнейшем им планируется провести сравнительный анализ православного погребального обряда г. Чебоксары и г. Казани.

Людмила Сивова рассказала о проведенных ею предреставрационных исследованиях текстильного фрагмента с золотным шитьем из погребения XVII в. чувашского Толиковского могильника (Чебоксарский район). Предреставрационные исследования позволили ей получить новые сведения о материале памятника, о шелковых и золотных нитях, техниках вышивки, технологиях изготовления нитей. Благодаря идентификации исторического контекста, получилось обозначить функциональное назначение предмета и его отдельных частей.

В завершение мероприятия археологи ЧГИГН анонсировали новый полевой сезон – грядущие, запланированные на июнь 2024 г. археологические раскопки на Большетаябинском городище X–XIII вв.

#ЧГИГН #Чувашскийгосинститутгуманитарныхнаук #ЕР21 

Фотографии