В сборнике статей "Язык и слово" опубликованы статьи Виталия Родионова и Олега Студенцова

26.11.2021 15:04 | просмотров: 736
В сборнике статей "Язык и слово" опубликованы статьи Виталия Родионова и Олега Студенцова

Язык и слово: сб. науч. тр. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2021. 176 с.


В сборник включены научные статьи, посвященные проблемам сравнительно-исторического и сопоставительного исследования языков и литератур, теории и практики журналистики, традиционных и современных методов обучения языку и литературе в вузе и школе.
Для специалистов, интересующихся филологией и журналистикой.

 

СОДЕРЖАНИЕ

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО...
Корнилов Г.Е. Язык и слово или слово и язык? (мировоззренческий аспект) 3
Родионов В.Г. О редакциях и списках «Завещания чувашскому народу»… 5
Родионов В.Г. Об атрибуции «Завещания чувашскому народу»……………… 13
Родионов В.Г. Образ автора в «Политическом завещании» и «Завещании чувашскому народу»..................................................................... 19
Ермакова Г.А., Якимова Н.И., Савирова М.П. Философское постижение текста
через ключевое слово................................................................................
24
Сарбаш Л.Н. Иноязычное слово как кодификатор этнического в произведениях
русских писателей XIX века..................................................................
27
СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
И ЯЗЫКОВАЯ КУЛЬТУРА
Семенова Г.Н., Иванова А.М. Изафет и изафетная цепь в чувашском языке …. 32
Субботина М.В. Опыт выявления речемыслительного алгоритма: Книга Бытия
и «Путешествие в Арзрум»......................................................................
35
Абрамова А.Г. Метафора и типология терминосистем......................... 38
Абрамова А.Г. Развитие языка английской драмы в XVI – XX вв........... 44
Григорьева Е.А. Русские и чувашские фразеологизмы и паремии в лингвокультурном освещении........................................................................... 49
Ерина Т.Н., Фомин Э.В. Орфоэпические особенности чебоксарского региолекта
в преподавании русского языка как неродного.............................
52
Кириллова В.Ю. К проблеме орфографирования парных слов в чувашском
и марийском языках........................................................................
55
Кожемякова Е.А., Яковлева Г.Г. Синонимия цветообозначений русского языка
в диахроническом аспекте...............................................................
56
Кожемякова Е.А., Петухова М.Е., Симулина И.А. Изучение дательного падежа
на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному...........
59
Мясникова И.А. Сходство и различие фразеологизмов с компонентом «ветер»
в английском и в русском языках............................................................
62
Николаева Н.Н. Б-анлаутные русизмы в лексикографических источниках
по чувашскому языку.............................................................................
65
Петрова О.А., Никитина А.Ю., Анисимова И.Н. Особенности языковой
репрезентации единиц лексико-тематической группы «продукты питания»
в русской и франкоязычной картинах мира..............................
72
Петухова М.Е., Симулина И.А. Зоохарактеристики в русской и арабской
языковой картине мира...................................................
74
Романова Т.Н., Матижева Е.Г. Функционирование «коронаслов»
в языке массовой коммуникации..........................................
76
Студенцов О.Р., Васильева Л.А., Хораськина Г.В. 1905 çулта пичетленнĕ «Египетри таса шухăшлă сăваплă Мария» куçарăвăн лексикăпа семантика уйрăмлăхĕсем... 79
Шпарева Г.И. Конвергенция парцелляции и инверсии в русском, чувашском
и английском языках...............................
83
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
В НАЦИОНАЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
Мышкина А.Ф. Философиллĕ прозăн жанр хăйне евĕрлĕхĕ тата шухăшпа композици тытăмĕ................................................................................ 86
Ермакова Г.А., Якимова Н.И., Савирова М.П. Некоторые аспекты художественного
стиля Г.Н. Айги.....................................................................
92
Мышкина А.Ф. Чăваш литературинчи ирĕклĕх философийĕ....... 95
Ермакова Г.А., Савирова М.П., Якимова Н.И. Эстетическая основа лирики Г.Н. Айги через образ природы..................................................... 99
Абрамова А.Г. Приемы психологического анализа в романах У.М. Теккерея
1850–1860-х годов........................................................
102
Емельянова Т.Н. Некоторые размышления о зарождении жанровой системы
чувашской литературы.................................................
107
Софронова И.В., Владимирова О.Г. Н. Шелепи пуçтарнă «Эп юрланă юрăсем»
çавра юрăсен пуххинчи чăваш хаклăхĕсем......................
110
Ляпаева Л.В., Федяй С.В. Особенности мифологического сознания в прозе
Л. Петрушевской и А. Емельянова.....................................
113
Обжогина Н.Ю. «Открытость» и «закрытость» границ в рассказе Р. Желязны
«Здесь водятся драконы»........................................
116
Чекушкина Е.П. Паянхи чăваш прозинчи жанр çĕнĕлĕхĕсем....................... 120
ЭТНИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
Васильева Л.А., Студенцов О.Р., Кашаева А., Хораськина Г.В. Местная печать
в социальных сетях (на примере газеты «Тăван Ен» Чебоксарского района).....
125

Студенцов О.Р., Васильева Л.А., Хораськина Г.В., Федотова Е.А. Источник получения информации: понятие и классификация....

128
Хораськина Г.В., Студенцов О.Р., Васильева Л.А. «Канаш» хаçат
тата чăваш литература чĕлхи...............................
133

Хораськина Г.В., Емельянова Л.С., Студенцов О.Р., Васильева Л.А. Печатные издания Буинского района Республики Татарстан: газета «Байрак» (Знамя, Ялав)

136
Эшкерат А.М., Данилов А.П., Данилов А.А., Данилова М.Г., Комиссаров В.П.
Особенности французского газетного рынка.....................
139
ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В ВУЗЕ И ШКОЛЕ
Абрамова А.Г. Характер процесса компенсации асимметрии морфологических
оппозиций в современном английском языке.....................
142
Бакина И.Н. Обучение речевому этикету в практике РКИ......... 147
Демьянова Т.В. Особенности коммуникативных стратегий маневрирования
с лингвокультурологической точки зрения..................
149
Евдокимова О.К., Семечкина Д.В., Игнатьева И.Г. Предмет «Русский язык»
в системе непрерывного образования школа-вуз............
155
Павлова Т.Н. Работа с текстами разных стилей и жанров как один из аспектов
деятельности преподавателя РКИ (из опыта преподавания дисциплины
«Лингвострановедение» на курсах профессиональной переподготовки).........
160
Харитонова О.Е. Средства формирования мотивации студентов медицинских
факультетов к изучению иностранного языка.............
162
Чуева Э.В. Принципы обучения русскому языку в национальной аудитории.... 165
Шачкова И.Ю., Самарина Е.С. Переводческие решения при передаче поэтического своеобразия революционных текстов А. Блока................ 167