Кондратьев Михаил. Осознать себя как современную нацию. К столетию Ф.М. Лукина // Музыкальная академия. 2013. №3. С. 42-50.
Кондратьев Михаил. Осознать себя как современную нацию. К столетию Ф.М. Лукина // Музыкальная академия. 2013. №3. С. 42-50.
Суть музыкально-исторических процессов, охвативших в XX столетии многие национальные провинции земного шара, лаконично охарактеризована в одной из статей выдающегося отечественного музыковеда В. Дж. Конен: «От Кавказа и Средней Азии до Северной Америки, от Японии до Африки, от Ближнего Востока до Латиноамериканских стран — всюду (или почти всюду) в наше время возникают местные композиторские школы, развивающиеся в русле оперно-симфонической традиции (или появляются хотя бы отдельные произведения), в которых «ориентальные» музыкальные черты органически сплавлены с европейскими»1. В определенной степени эти слова можно адресовать и национальным провинциям России. В том же XX веке многие из них конституируются в республики. Ускоренное развитие художественной культуры в них подстегивалось обостренным чувством самосохранения населяющих их народов в бурных перипетиях исторического развития и, соответственно, стремлением к национально-культурной самоидентификации. Более или менее успешное приобщение к европейской цивилизации означало включение их культур в общемировые процессы Нового времени.
Отсюда проистекают различия и в системе приоритетов со в ре -менной культурной среды, исторически сложившейся в той или иной части полинациональной и поликонфессиональной России. Не учитывая специфику культурной истории и практики республик Поволжья, связанных общностью тысячелетних традиций (так, в обиходе музыковедов фигурирует понятие «пентатонная зона Поволжья», нечто подобное выделяют и лингвисты, говоря о «Волга-Камском языковом союзе»), порой трудно понять и особенности современного музыкально-исторического процесса. Автора настоящих заметок подвиг к размышлениям по этому поводу столетний юбилей Филиппа Мироновича Лукина — в 1948—1977 годы председателя правления Союза композиторов Чувашии, одного из активных участников важнейших событий и акций Союза композиторов России, состоявшего членом его правления в 1960—1979 годы.
Подробнее см. прикрепленный файл.