На расширенном заседании секции этнологии ЧГИГН обсудили традиционное мировоззрение и культовую практику чувашей

12 декабря 2024 г. в зале Ученого совета Чувашского государственного института гуманитарных наук состоялось расширенное заседание секции этнологии исторического направления «Традиционное мировоззрение и культовая практика чувашей». Модератором мероприятия выступил кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник секции этнологии исторического направления Димитрий Егоров.
Заседание было посвящено 220-летию со дня рождения этнографа, языковеда, педагога, протоиерея Виктора Петровича Вишневского (1804–1885). Магистр богословских наук, профессор философии Виктор Вишневский являлся известным и влиятельным деятелем христианского просвещения в Казанской губернии. Он был одним из первых миссионеров, ратовавших за богослужение и обучение в чувашских приходах на родном языке. Вишневский владел чувашским и марийским языками, отлично знал культуру, быт и нравы чувашей и марийцев. Им были изданы труды по религиозным верованиям чувашей и марийцев, чувашскому языку, расколу и миссионерству, которые до сих пор не потеряли своего научного значения.
В ходе расширенного заседания были заслушаны доклады сотрудников исторического, археологического и филологического направлений института.
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник секции этнологии исторического направления Вячеслав Ендеров проанализировал опубликованные источники 20-х – 40-х гг. XIX столетия, в которых получило отражение религиозно-мифологическое мировоззрение чувашей. Особое внимание он уделил пяти изданиям В.П. Вишневского.
Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник секции литературоведения филологического направления Виталий Родионов раскрыл значение материалов В.П. Вишневского для современных исследователей системы древней чувашской мифологии. Исследователь отметил, что благодаря этнографу удалось зафиксировать древние пласты культуры, мифологические образы (в частности подчиненные верховному богу существа Шора шоргон, разъезжающие по миру на белых лошадях).
Доклад младшего научного сотрудника секции этнологии исторического направления Анны Антипиной был посвящен сакральным объектам чувашей в интерпретации В.П. Вишневского – святилищам Киремет, мифологическим представлениям и культовым практикам, связанным с ними.
Кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник секции фольклористики филологического направления Галина Ильина рассмотрела христианские легенды в трудах этнографа В.П. Вишневского, остановилась на подготовке одного из томов свода устного народного творчества чувашей, посвященных этой проблематике.
Научный сотрудник археологического направления Александр Березин представил доклад о чувашских ритуальных арабографических памятниках конца XVII – первой половины XVIII в., проследил историю их формирования и развития, поведал о проблемах их расшифровки и интерпретации.
Кандидат исторических наук, научный сотрудник секции этнологии исторического направления Евгения Сергеева подвергла анализу основные охранительные иобережные обряды чувашей в половозрастном аспекте, выявила роль мужчин, женщин и детей в указанной обрядности.
Все доклады ученых вызвали оживленный интерес, множество вопросов присутствующих. Коллеги обменялись мнениями, обсудили ряд дискуссионных проблем и наметили пути для их решения.
В конце мероприятия ученые ознакомились с выставкой работ В.П. Вишневского и публикаций о нем, подготовленных библиотекарями института.
СПРАВОЧНО:
Вишневский Виктор Петрович [24.11.1804, д. Сугут-Торбиково Ядрин. у. (ныне Вурнар. р-на) – 30.12.1885, г.Казань] – деятель христиан. просвещения, магистр богословских наук, профессор философии (1828). Учился в Казан. духов. семинарии, окончил Моск. духов. академию (1826). В 1826–42 работал в Казан. духов. семинарии. Был рукоположен в священники при Петропавлов. соборе (1828), возведён в протоиереи (1831). С 1843 В. – миссионер марийского и чуваш. народов, член епархиал. консистории, благочинный и цензор (1848). В 1851 переведён в кафедрал. собор, избран в Казан. академич. конференцию (1850), к-раяуправляла духов. учеб. заведениями епархии. Являлся одним из учредителей и разработчиков устава Братства святителя Гурия и его пожизнен. членом. Преподавал в Казан. духов. академии чуваш. и марийский языки и этнографию (1854–56). Автор ряда публикаций по чуваш. языку, религии и этнографии, одной из первых грамматик чуваш. языка (1836). Занимался переводом на чуваш. церковно-религиоз. литературы, издал двуязыч. учеб. пособия для чуваш. учащихся: Краткую священную историю, Краткий катехизис и Десятисловие (1832). Действительный член Общества любителей словесности при Казан. университете (1833), член-сотрудник Рус. географич. общества (1852).