Сотрудник ЧГИГН Алина Малинина приняла участие в работе круглого стола, посвященного 95-летию Нинель Ургалкиной

03.03.2023 14:20 | просмотров: 482
Сотрудник ЧГИГН Алина Малинина приняла участие в работе круглого стола, посвященного 95-летию Нинель Ургалкиной

22 февраля в Мемориальном музее-квартире М.С. Спиридонова ЧГХМ состоялся Круглый стол «Роль журналистов в чувашском искусствоведении», посвященный 95-летию Нинель Ургалкиной. В нем приняла участие младший научный сотрудник искусствоведческого направления Чувашского государственного института гуманитарных наук Алина Малинина. 

Нинель Ургалкина родилась 15 января 1928 года в Свердловске. Вместе с родителями переехала в республику. Окончив отделение журналистики Ленинградского государственного университета, работала литературным сотрудником, заведующим отделом литературы и искусства газеты «Советская Чувашия». В 1966-1978 гг. – старший научный сотрудник отдела искусства Чувашского государственного института гуманитарных наук. Занималась исследованием истории развития чувашского изобразительного искусства, творчества чувашских художников и мастеров декоративно–прикладного искусства. Пропагандировала изобразительное искусство республики. Нинель Александровна – уникальный случай в практике наших культурных СМИ, когда журналистка стала ученым, исследователем творчества художников республики и перенесла журналистские идеи, креатив в научную практику. Автор ряда статей, монографий о художниках, она также создатель биографического-библиографического справочника «Художники Чувашии». 

На круглом столе планировалось обсуждать роль журналистов в чувашском искусствоведении. Не частый случай, когда журналист, пишущий об искусстве, идет дальше и становится ученым. Однако то, что единственные материалы о художнике – статьи в газетах и журналах – явление очень распространенное. Художественная жизнь нуждается в фиксации и осмыслении, аискусствоведов на все не хватает.

Заведующая музеем-квартирой М.С. Спиридонова Мария Готлиб рассказала о творческой биографии Нинель Александровны и ее пути от корреспондента «Советской Чувашии» до искусствоведа, автора монографий о становлении чувашского искусства, о первых профессиональных художниках республики и составителя уникального (такого не было тогда нигде в СССР) биобиблиографического справочника о художниках. Речь шла и о ее непростых отношениях с представителями художественной среды – соперничестве, обвинениях в дилетантизме, о драматической роли в судьбе альбома «Чувашский орнамент» М.С. Спиридонова.

Заведующая научным отделом ЧГХМ Анастасия Булгагина сообщила о большом незавершенном труде Нинель Александровны – библиографическом указателе литературы по чувашскому изобразительному искусству. Он сохранился в форме рукописи и имеет ценность даже сейчас, спустя почти полвека с момента составления, чему способствуют удобная структура, наличие аннотирующих описаний к каждому источнику и перечня приведенных в издании репродукций

Заведующая отделом учета ЧГХМ Лариса Васильева вспоминала о своем общении и работе с искусствоведом (в начале работы в музее ей довелось перепечатывать рукопись второго издания биобиблиографического справочника), а младший научный сотрудник ЧГИГН Алина Малинина – о значении трудов Ургалкиной сегодня.

В рамках обсуждения работы журналистов и непрофессионалов, пишущих об искусстве, собственным опытом делились Валерий Мытиков и Рита Кириллова. Она обозначила важную мысль, резюмирующую работу круглого стола: чтобы было больше качественных публикаций об искусстве, важно существование значительной культурной среды, которой это интересно, – тогда и количество, и уровень профессионалов будут расти.

К мероприятию была оформлена выставка, экспозицию которой составили графические автопортреты художников Чувашии, выполненные ими по просьбе Ургалкиной для биобиблиографического справочника, а так же акварели, на которых запечатлена сама Нинель Александровна. 

Фото Анны Минеевой-Мартыновой 

#ЧГИГН #Чувашскийгосинститутгуманитарныхнаук #ЕР21 

Фотографии