ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ИЗДАЛ «КАТАЛОГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.И. МИТТОВА»
Каталог издан по решению Ученого совета Чувашского государственного института гуманитарных наук. Составитель и научный редактор кандидат искусствоведения А.И. Мордвинова.
В аннотации издания говорится, что настоящий каталог включает наиболее полный список произведений выдающегося художника Чувашии А.И. Миттова (1932–1971). Большая часть их находится в Чувашском государственном художественном музее, в том числе все известные серии работ: «Земля наших дедов», «Чувашская старина», «Алран кайми аки-сухи», «Подруги», «Качели» и др. Значительные коллекции его работ хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Научно- исследовательском музее Академии художеств РФ (Санкт-Петербург), Чувашском национальном музее, в частных коллекциях России и за рубежом.
Каталог адресован работникам музеев, искусствоведам и всем интересующимся вопросами культуры и искусства. Он станет необходимым источником для изучения и осмысления творческого наследия мастера.
Антонина Мордвинова. Вступительная статья об Анатолии Миттове
А.И. Миттов (1932–1971) – выдающийся график, живописец, книжный иллюстратор. Его произведения составляют золотой фонд чувашского искусства. Несмотря на то что жизненный и творческий путь мастера был трагически короток, его наследие составляет около двух тысяч произведений, а творчество сыграло исключительную роль в истории изобразительного искусства Чувашии. Вдова художника О.В. Таллерова после его смерти занялась систематизацией произведений и составлением их списков, что было непросто: известно, что Анатолий Иванович, за редким исключением, оставлял свои работы без подписей. Некоторые названия и даты были определены Таллеровой по дневниковым записям художника. Другие ей пришлось датировать приблизительно, по памяти или исходя из ее знания жизни и творчества Миттова. О.В. Таллеровой мы обязаны сегодня сохранностью драгоценного наследия и частичной его атрибуцией. В 1990 году в Чувашском книжном издательстве ее усилиями была подготовлена и вышла в свет монография о творчестве Анатолия Миттова, где впервые воспроизведены многие его работы.
Сегодня значительная часть произведений художника хранится в Чувашском государственном художественном и Чувашском национальном музеях, а также в Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Академии художеств РФ (Санкт-Петербург), в галерее компании «Синее яблоко» («Blue apple», Москва), в зарубежных коллекциях Дании, Швеции и Германии, в частных собраниях. После смерти О.В. Таллеровой драгоценное наследие мастера перешло к семье брата художника – Виталия Ивановича Миттова. Это не только графические и живописные произведения, но и его библиотека, сохранившиеся документы и личные вещи.
А.И. Миттов работал в самых различных техниках: масляной и темперной живописи, акварели; графические листы созданы простым и цветными карандашами, пером, в технике линогравюры, офорта, смешанной технике. Кроме того, были периоды, когда он активно использовал в темперных работах «золото», то есть бронзовую краску, имитирующую этот металл. В этой технике он работал над сериями, посвященными чувашской старине, где во многом преобладает декоративный подход к решению композиций.
Надо сказать, что почти все музейные и частные коллекции произведений А. Миттова формировались уже после смерти художника. Исключение составляет самая ранняя коллекция, находящаяся в Научно-исследовательском музее Академии художеств РФ в Санкт-Петербурге. Сюда попали в 1961 году иллюстрации и все элементы оформления поэмы К.В. Иванова «Нарспи» в качестве одной из лучших дипломных работ, защищенной художником по окончании графического факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Созданные в акварельной технике, они явились новым словом в искусстве создания книги в Чувашии.
Из музейных коллекций самая значительная, как по количеству, так и по качеству, находится в Чувашском государственном художественном музее. Приобретение (закупка) произведений происходило в несколько этапов у О.В. Таллеровой. Кроме того, часть работ поступила в дар от нее же. В итоге сложилась коллекция, которая составляет 298 единиц хранения и распределена по видам в фондах живописи и графики. Часть работ (около десяти) находится в постоянной экспозиции чувашского искусства в основном здании музея (ул. Калинина, 60), остальные хранятся в фондах. К сожалению, произведения, выполненные в темперной технике на картоне или бумаге, уже нуждаются в серьезной реставрации и укреплении красочного слоя, на что требуются значительные средства. По этой причине некоторые из них не могут экспонироваться на выставках. Реставрация произведений на бумажной основе в Чувашии не производится, редкие специалисты работают только в крупных реставрационных центрах Москвы и Петербурга.
Собрание Художественного музея включает в себя все известные серии работ художника: «Земля наших дедов», «Чувашская старина», «Алран кайми аки-сухи», «Подруги», «Качели», произведения, созданные по мотивам поэмы К. Иванова «Нарспи» и др. Почти все они написаны темперой и лишь незначительное количество – маслом. Из графических серий, выполненных пером и тушью, известны по экспонированию их на выставках и по отдельным публикациям – «Двое», «Жизнь и смерть», «Лес», «Двое у окна», иллюстрации к стихотворениям М. Сеспеля и др. Отделом учета Художественного музея создана электронная база данных всех его коллекций, в том числе и произведений Миттова. Проделана большая работа по их оцифровке. Это позволяет исследователям получать необходимую информацию. Однако автоматическое перенесение с бумажных на цифровые носители, без серьезной работы по атрибуции произведений, породило множество неточностей в их данных. Так, выделение циклов и серий, как мы не раз отмечали, представляется достаточно условным, границы между ними весьма размыты, а их названия, данные им уже после смерти художника, иногда являлись просто ошибочными. Например, название серии «Чувашская народная песня “Асран кайми аки-сухи”» было неверным. Сегодня оно поправлено на «Алран кайми аки-сухи», как это звучит в чувашской народной песне. В других случаях одна и та же группа работ называется и серией, и циклом работ, что вносит путаницу в атрибуцию, и без того не безупречную.
Художественный музей принял также на временное хранение большую коллекцию произведений А.И. Миттова, принадлежащих семье художника, главным образом В.И. Миттову. В ее составе произведения разных лет – от учебных работ, сделанных в Чебоксарском художественном училище и Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, до завершенных, прославившихся произведений. Она включает также наиболее экспериментальные работы художника авангардного направления, коим он увлекался в первые годы творчества. Кроме того, среди них есть малоизвестные и почти никогда не экспонируемые серии карикатур, театральные эскизы, наброски и портреты.
Коллекция произведений А.И. Миттова в Третьяковской галерее состоит из тридцати трех работ самого высокого качества. Представлены знаменитые серии, выполненные темперой – «Качели», «Вечер в деревне», «Подруги», «Хоровод в два круга», «Лес» и «Жатва». Среди работ, выполненных пером и тушью, – «Дорога в гору», «Холмы», «Дорога через холмы», «Дорога через овраг». Есть «Автопортрет» и «Портрет жены». Специалисты галереи составили коллекцию, которая представляет художника наиболее полно и глубоко, с пониманием значимости и оригинальности именно этих работ, выражающих его гениальные достижения. Конечно, они еще не нашли места в экспозиции, как и почти все огромное собрание графики Третьяковки. Основная часть коллекции прославленной галереи недоступна для ее посетителей, поскольку хранится в закрытых фондах. Произведения А.И. Миттова, оберегаемые в необходимом температурно-влажностном режиме в специальных контейнерах, хранятся как достояние российского искусства XX века. Шесть из них были закуплены Дирекцией художественных выставок Художественного фонда РСФСР с персональной выставки 1973 года в Москве и в 1977 году переданы Третьяковке, двенадцать приобретены Закупочной комиссией Третьяковской галереи в 1985 году, остальные тогда же получены в дар от О.В. Таллеровой.
Следующая музейная коллекция – в Национальном музее Чувашии. Она состоит исключительно из иллюстраций и эскизов оформления книги-поэмы К.В. Иванова «Нарспи» и также поступила от вдовы художника. Это варианты, созданные им для дипломной работы и по технике акварельной живописи, стилю и качеству исполнения идентичные работам, хранящимся в Петербурге, Научно-исследовательском музее Академии художеств, и в Чувашском государственном художественном музее.
Московская компания «Blue Apple» («Синее яблоко») была создана для реализации гуманитарных программ в областях культуры и науки. В программе компании также проведение художественных выставок и этнографических экспедиций, участие в международных конференциях, выпуск альбомов с репродукциями произведений живописи. Начиная с 2002 года она собрала ценнейшую коллекцию живописи XX века. Особое внимание в ней уделено выдающимся художникам разных национальностей, населяющих Россию. В собрании компании находятся три произведения Миттова, в том числе «Художник и его предки» – одна из последних живописных работ мастера, мистическая и во многом выражающая древнее, традиционное миропонимание чувашей.
Графические листы из серии «Холмы» и «Овраги» после смерти художника почти все оказались за границей, в музее современного искусства Silkeborg Kunstmuseum в Дании (кроме семи листов, принадлежащих Третьяковской галерее). Выставка была инициирована поэтом Г.Н. Айги. Девять работ были куплены после закрытия выставки владельцами галереи Юргом Янетом (Жаннетом) и Францем Лерезе и выставлены в 1998 году в галерее Erker в швейцарском городе Санкт-Галлен. Известно, что остальные работы (тридцать один лист) были куплены частными коллекционерами из Швейцарии, Германии и Франции. Их местонахождение сегодня трудно установить. Собранием же галереи Erker после смерти Ф. Лерезе распоряжается фонд имени ее основателей, который принял решение вернуть работы А.И. Миттова в Чувашию. Акт дарения произошел в Цюрихе 10 декабря 2012 года, накануне дня рождения художника. В январе 2013 года в Чувашском государственном художественном музее была проведена презентация этих девяти листов, вернувшихся из Швейцарии на родину благодаря Атнеру Петровичу Хузангаю и его супруге Гажидме. Они совершили путешествие по Европе, чтобы привезти из Швейцарии графические листы А.И. Миттова. Сегодня эти произведения также являются частью собрания ЧГХМ.
В коллекции наследников А.И. Миттова, кроме тех, что находятся на временном хранении в Художественном музее, имеются как живописные, так и графические произведения. Наиболее полная – в собственности брата художника – Виталия Ивановича, в родовом доме Миттовых в с. Тобурданово Канашского района Чувашии. Сейчас он является главным хранителем наследия Анатолия Ивановича. На стенах дома развешаны картины и рисунки. Отдельно в папках хранятся учебные студенческие работы Анатолия Ивановича – рисунки обнаженной натуры, постановочные этюды, многочисленные оттиски гравюр. Судя по манере и качеству исполнения, среди них есть работы и однокурсников Миттова. Точно определить, какие из них принадлежат самому художнику, сегодня затруднительно. В каталог включены лишь подписные работы.
Мы благодарим за предоставленные сведения сотрудников всех музеев, где хранится бесценное наследие А.И. Миттова, семью Виталия Ивановича Миттова – брата художника, а также владельцев частных коллекций.
Таким образом, настоящий каталог является наиболее полным на сегодняшний день. Сюда вошли произведения как крупных, так и малочисленных собраний. Большинство работ, находящихся в зарубежных галереях, естественно, не могло быть включено сюда из-за того, что адреса и сведения о них неизвестны. Не вошли в каталог около двухсот подготовительных рисунков к поэме К.В. Иванова «Нарспи», хранящихся в семье художника (у В.И. Миттова). Маленького размера (от 4 до 10 см), они представляют заставки, концовки, буквицы, иллюстрации – многочисленные варианты и повторения представленных в музеях произведений. Но и без них объем творческого наследия художника вполне ощутим и весом. Его доступность после публикации станет необходимым источником для изучения и осмысления исследователями этого во многом еще не раскрытого художника.
В каталоге произведения пронумерованы внутри отдельных коллекций по видам искусства – живопись и графика. Группы графических листов под одним названием, созданных для оформления книг, например эскизы обложек, заставки, концовки и т.п., объединены с указанием порядковых номеров. Обозначены название произведения, дата его создания, материал, техника, размер и музейный инвентарный номер.