ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ИЗДАЛ «КАТАЛОГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.И. МИТТОВА»

09.06.2017 10:06 | просмотров: 3568
ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ИЗДАЛ «КАТАЛОГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.И. МИТТОВА»

Каталог издан по решению Ученого совета Чувашского государственного института гуманитарных наук. Составитель и научный редактор кандидат искусствоведения А.И. Мордвинова.

 

В аннотации издания говорится, что настоящий каталог включает наиболее полный список произведений выдающегося художника Чувашии А.И. Миттова (1932–1971). Большая часть их находится в Чувашском государственном художественном музее, в том числе все известные серии работ: «Земля наших дедов», «Чувашская старина», «Алран кайми аки-сухи», «Подруги», «Качели» и др. Значительные коллекции его работ хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Научно- исследовательском музее Академии художеств РФ (Санкт-Петербург), Чувашском национальном музее, в частных коллекциях России и за рубежом.

 

Каталог адресован работникам музеев, искусствоведам и всем интересующимся вопросами культуры и искусства. Он станет необходимым источником для изучения и осмысления творческого наследия мастера.

 

Антонина Мордвинова. Вступительная статья об Анатолии Миттове

 

А.И. Миттов (1932–1971) выдающийся график, живописец, книжный иллюстратор. Его произведения составляют золотой фонд чувашского искусства. Несмотря на то что жизненный и творческий путь мастера был трагически короток, его наследие составляет около двух тысяч произведений, а творчество сыграло исключительную роль в истории изобразительного искусства Чувашии. Вдова художника О.В. Таллерова после его смерти занялась систематизацией произведений и составлением их списков, что было непросто: известно, что Анатолий Иванович, за редким исключением, оставлял свои работы без подписей. Некоторые названия и даты были определены Таллеровой по дневниковым записям художника. Другие ей пришлось датировать приблизительно, по памяти или исходя из ее знания жизни и творчества Миттова. О.В. Таллеровой мы обязаны сегодня сохранностью драгоценного наследия и частичной его атрибуцией. В 1990 году в Чувашском книжном издательстве ее усилиями была подготовлена и вышла в свет монография о творчестве Анатолия Миттова, где впервые воспроизведены многие его работы.

Сегодня значительная часть произведений художника хранится в Чувашском государственном художественном и Чувашском национальном музеях, а также в Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Академии художеств РФ (Санкт-Петербург), в галерее компании «Синее яблоко» («Blue apple», Москва), в зарубежных коллекциях Дании, Швеции и Германии, в частных собраниях. После смерти О.В. Таллеровой драгоценное наследие мастера перешло к семье брата художника Виталия Ивановича Миттова. Это не только графические и живописные произведения, но и его библиотека, сохранившиеся документы и личные вещи.

А.И. Миттов работал в самых различных техниках: масляной и темперной живописи, акварели; графические листы созданы простым и цветными карандашами, пером, в технике линогравюры, офорта, смешанной технике. Кроме того, были периоды, когда он активно использовал в темперных работах «золото», то есть бронзовую краску, имитирующую этот металл. В этой технике он работал над сериями, посвященными чувашской старине, где во многом преобладает декоративный подход к решению композиций.

Надо сказать, что почти все музейные и частные коллекции произведений А. Миттова формировались уже после смерти художника. Исключение составляет самая ранняя коллекция, находящаяся в Научно-исследовательском музее Академии художеств РФ в Санкт-Петербурге. Сюда попали в 1961 году иллюстрации и все элементы оформления поэмы К.В. Иванова «Нарспи» в качестве одной из лучших дипломных работ, защищенной художником по окончании графического факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Созданные в акварельной технике, они явились новым словом в искусстве создания книги в Чувашии.

Из музейных коллекций самая значительная, как по количеству, так и по качеству, находится в Чувашском государственном художественном музее. Приобретение (закупка) произведений происходило в несколько этапов у О.В. Таллеровой. Кроме того, часть работ поступила в дар от нее же. В итоге сложилась коллекция, которая составляет 298 единиц хранения и распределена по видам в фондах живописи и графики. Часть работ (около десяти) находится в постоянной экспозиции чувашского искусства в основном здании музея (ул. Калинина, 60), остальные хранятся в фондах. К сожалению, произведения, выполненные в темперной технике на картоне или бумаге, уже нуждаются в серьезной реставрации и укреплении красочного слоя, на что требуются значительные средства. По этой причине некоторые из них не могут экспонироваться на выставках. Реставрация произведений на бумажной основе в Чувашии не производится, редкие специалисты работают только в крупных реставрационных центрах Москвы и Петербурга.

Собрание Художественного музея включает в себя все известные серии работ художника: «Земля наших дедов», «Чувашская старина», «Алран кайми аки-сухи», «Подруги», «Качели», произведения, созданные по мотивам поэмы К. Иванова «Нарспи» и др. Почти все они написаны темперой и лишь незначительное количество маслом. Из графических серий, выполненных пером и тушью, известны по экспонированию их на выставках и по отдельным публикациям «Двое», «Жизнь и смерть», «Лес», «Двое у окна», иллюстрации к стихотворениям М. Сеспеля и др. Отделом учета Художественного музея создана электронная база данных всех его коллекций, в том числе и произведений Миттова. Проделана большая работа по их оцифровке. Это позволяет исследователям получать необходимую информацию. Однако автоматическое перенесение с бумажных на цифровые носители, без серьезной работы по атрибуции произведений, породило множество неточностей в их данных. Так, выделение циклов и серий, как мы не раз отмечали, представляется достаточно условным, границы между ними весьма размыты, а их названия, данные им уже после смерти художника, иногда являлись просто ошибочными. Например, название серии «Чувашская народная песня “Асран кайми аки-сухи”» было неверным. Сегодня оно поправлено на «Алран кайми аки-сухи», как это звучит в чувашской народной песне. В других случаях одна и та же группа работ называется и серией, и циклом работ, что вносит путаницу в атрибуцию, и без того не безупречную.

Художественный музей принял также на временное хранение большую коллекцию произведений А.И. Миттова, принадлежащих семье художника, главным образом В.И. Миттову. В ее составе произведения разных лет от учебных работ, сделанных в Чебоксарском художественном училище и Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, до завершенных, прославившихся произведений. Она включает также наиболее экспериментальные работы художника авангардного направления, коим он увлекался в первые годы творчества. Кроме того, среди них есть малоизвестные и почти никогда не экспонируемые серии карикатур, театральные эскизы, наброски и портреты.

Коллекция произведений А.И. Миттова в Третьяковской галерее состоит из тридцати трех работ самого высокого качества. Представлены знаменитые серии, выполненные темперой «Качели», «Вечер в деревне», «Подруги», «Хоровод в два круга», «Лес» и «Жатва». Среди работ, выполненных пером и тушью, «Дорога в гору», «Холмы», «Дорога через холмы», «Дорога через овраг». Есть «Автопортрет» и «Портрет жены». Специалисты галереи составили коллекцию, которая представляет художника наиболее полно и глубоко, с пониманием значимости и оригинальности именно этих работ, выражающих его гениальные достижения. Конечно, они еще не нашли места в экспозиции, как и почти все огромное собрание графики Третьяковки. Основная часть коллекции прославленной галереи недоступна для ее посетителей, поскольку хранится в закрытых фондах. Произведения А.И. Миттова, оберегаемые в необходимом температурно-влажностном режиме в специальных контейнерах, хранятся как достояние российского искусства XX века. Шесть из них были закуплены Дирекцией художественных выставок Художественного фонда РСФСР с персональной выставки 1973 года в Москве и в 1977 году переданы Третьяковке, двенадцать приобретены Закупочной комиссией Третьяковской галереи в 1985 году, остальные тогда же получены в дар от О.В. Таллеровой.

Следующая музейная коллекция в Национальном музее Чувашии. Она состоит исключительно из иллюстраций и эскизов оформления книги-поэмы К.В. Иванова «Нарспи» и также поступила от вдовы художника. Это варианты, созданные им для дипломной работы и по технике акварельной живописи, стилю и качеству исполнения идентичные работам, хранящимся в Петербурге, Научно-исследовательском музее Академии художеств, и в Чувашском государственном художественном музее.

Московская компания «Blue Apple» («Синее яблоко») была создана для реализации гуманитарных программ в областях культуры и науки. В программе компании также проведение художественных выставок и этнографических экспедиций, участие в международных конференциях, выпуск альбомов с репродукциями произведений живописи. Начиная с 2002 года она собрала ценнейшую коллекцию живописи XX века. Особое внимание в ней уделено выдающимся художникам разных национальностей, населяющих Россию. В собрании компании находятся три произведения Миттова, в том числе «Художник и его предки» одна из последних живописных работ мастера, мистическая и во многом выражающая древнее, традиционное миропонимание чувашей.

Графические листы из серии «Холмы» и «Овраги» после смерти художника почти все оказались за границей, в музее современного искусства Silkeborg Kunstmuseum в Дании (кроме семи листов, принадлежащих Третьяковской галерее). Выставка была инициирована поэтом Г.Н. Айги. Девять работ были куплены после закрытия выставки владельцами галереи Юргом Янетом (Жаннетом) и Францем Лерезе и выставлены в 1998 году в галерее Erker в швейцарском городе Санкт-Галлен. Известно, что остальные работы (тридцать один лист) были куплены частными коллекционерами из Швейцарии, Германии и Франции. Их местонахождение сегодня трудно установить. Собранием же галереи Erker после смерти Ф. Лерезе распоряжается фонд имени ее основателей, который принял решение вернуть работы А.И. Миттова в Чувашию. Акт дарения произошел в Цюрихе 10 декабря 2012 года, накануне дня рождения художника. В январе 2013 года в Чувашском государственном художественном музее была проведена презентация этих девяти листов, вернувшихся из Швейцарии на родину благодаря Атнеру Петровичу Хузангаю и его супруге Гажидме. Они совершили путешествие по Европе, чтобы привезти из Швейцарии графические листы А.И. Миттова. Сегодня эти произведения также являются частью собрания ЧГХМ.

В коллекции наследников А.И. Миттова, кроме тех, что находятся на временном хранении в Художественном музее, имеются как живописные, так и графические произведения. Наиболее полная в собственности брата художника Виталия Ивановича, в родовом доме Миттовых в с. Тобурданово Канашского района Чувашии. Сейчас он является главным хранителем наследия Анатолия Ивановича. На стенах дома развешаны картины и рисунки. Отдельно в папках хранятся учебные студенческие работы Анатолия Ивановича рисунки обнаженной натуры, постановочные этюды, многочисленные оттиски гравюр. Судя по манере и качеству исполнения, среди них есть работы и однокурсников Миттова. Точно определить, какие из них принадлежат самому художнику, сегодня затруднительно. В каталог включены лишь подписные работы.

Мы благодарим за предоставленные сведения сотрудников всех музеев, где хранится бесценное наследие А.И. Миттова, семью Виталия Ивановича Миттова брата художника, а также владельцев частных коллекций.

Таким образом, настоящий каталог является наиболее полным на сегодняшний день. Сюда вошли произведения как крупных, так и малочисленных собраний. Большинство работ, находящихся в зарубежных галереях, естественно, не могло быть включено сюда из-за того, что адреса и сведения о них неизвестны. Не вошли в каталог около двухсот подготовительных рисунков к поэме К.В. Иванова «Нарспи», хранящихся в семье художника (у В.И. Миттова). Маленького размера (от 4 до 10 см), они представляют заставки, концовки, буквицы, иллюстрации многочисленные варианты и повторения представленных в музеях произведений. Но и без них объем творческого наследия художника вполне ощутим и весом. Его доступность после публикации станет необходимым источником для изучения и осмысления исследователями этого во многом еще не раскрытого художника.

В каталоге произведения пронумерованы внутри отдельных коллекций по видам искусства живопись и графика. Группы графических листов под одним названием, созданных для оформления книг, например эскизы обложек, заставки, концовки и т.п., объединены с указанием порядковых номеров. Обозначены название произведения, дата его создания, материал, техника, размер и музейный инвентарный номер.