Выставка, посвященная к 60-летию реабилитации Ю. А. Зайцева
В декабре 2018 года исполняется 60 лет со дня реабилитации чувашского художника Ю.А. Зайцева. Известно, что 4 сентября 1945 года Верховным судом Чувашской АССР Ю.А. Зайцев был осужден к 5 годам заключения и с последующим поражением на 3 года по статье 58 (по нескольким пунктам) УК РСФСР.
Экспозиция составлена из произведений живописи и графики, которые Ю.А. Зайцев исполнил в годы заключения. Выставка также дополнена документами, которые непосредственно касаются его репрессии, выдержками из его автобиографических воспоминаний «КуриV»
Будучи в заключении, Ю.А. Зайцев оставался Художником. Экспонаты выставки: это небольшие по формату графические листы, выполненные как в акварели, гуаши и темпере, так и в смешанной технике; живопись представлена на холсте, на бумаге и на кусках картона.
Характерной чертой представленных работ художника является интенсивность и насыщенность цвета. В поисках интонационного ключа для осмысления символического «звучания» цветовых регистров каждого произведения, представленного на выставке, уместно обратиться к высказываниям самого художника: «Символика цвета в полотне – это мои размышления… Я, когда песню слушаю, звук представляю фигурой… Яркие краски – это, видимо, зов души, зримая песня…».
На наш взгляд, Ю.А. Зайцев, обладал, видимо, уникальным природным даром - синестезией. В нейробиологии этот феномен называется интермодальным восприятием.
Еще в 1920-1930-е годы оригинальное восприятие художника не вписывалось в идеологические клише эпохи, его критиковали за «творческую беспомощность» и «обожествление так называемого национального колорита, уродливое увлечение символизмом, доходившим до мистической чертовщины…». В публикациях отмечалось, что «все эти черты досадно характеризовали живопись Ю.А. Зайцева…». Более того, в 1936 году Правление Союза Чувашских Советских художников призывало художника, «окончательно изжить пережитки и налеты прошлого формализма, безидейности и ненужной игры в символизм в красках».
Ни критика, ни годы репрессии не изменили духовных установок художника: «Я верил: мой бог со мной, я не один, а то что во мне, никто и никогда ее не похоронит».
Работы художника, исполненные в годы репрессии, с одной стороны, являются подлинными «документами» эпохи – тому подтверждение подписи и авторские датировки в годы заключения.
С другой стороны, - это и подлинные памятники искусства, вмещающие в себя духовные поиски ушедшей эпохи: различные стили и направления в художественной практике, начиная с рубежа XIX-XX веков.
Куратор Георгий Исаев
Источник: Художественный музей: Выставка, посвященная к 60-летию реабилитации Ю. А. Зайцева