Кондратьев Михаил Григорьевич

  • доктор искусствоведения, профессор
  • главный научный сотрудник искусствоведческого направления
  • дата рождения: 1948.08.09
  • Тел.: 450-045

Родился 9 августа 1948 г. в г. Владивосток Приморского края. Учился в начальной школе пос. Красный узел Ромодановского района Мордовской АССР (1955—1956), средней школе № 59 г. Канаш Чувашской АССР (1955—1961), средних школах № 22 (1961—1962) и 10 (1962—1963) г. Чебоксары. Окончил Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова (1967) по специальности «Теория музыки», теоретико-композиторский факультет Казанской государственной консерватории (1972) по специальности «Музыковедение».

Ученая степень и звание: доктор искусствоведения (1995), профессор (1998).

Кандидатская диссертация: «Ритмические основы чувашской народной песни (к проблеме изучения квантитативной метрической системы в музыкальном фольклоре)» (Ленинградская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, 1984). Специальность 17.00.02 — Музыкальное искусство.

Докторская диссертация: «Чувашская народная музыкально-поэтическая система и ее инонациональные параллели» (Государственный институт искусствознания, 1995). Специальность 17.00.02 — Музыкальное искусство.

Учителя: В.А. Ходяшев, О.А. Суханова, Ю.А. Илюхин, А.Г. Юсфин, Ю.В. Виноградов.

Награды и почетные звания: лауреат премии Комсомола Чувашии в области науки и техники (1982), «Заслуженный деятель искусств Чувашской Республики» (1991), действительный член Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики (1992), действительный член Международной академии наук педагогического образования (1999), «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» (2001), лауреат Государственной премии Чувашской Республики в области литературы и искусства (2004), медаль ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой» (2008), «Заслуженный исследователь Чувашского государственного института гуманитарных наук» (2013), медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2019), памятная медаль «100-летие образования Чувашской автономной области» (2020).

Область научных интересов: музыкальное искусство Чувашии и чувашского народа; межнациональные связи в традиционной музыкальной культуре.

Научно-организационная деятельность: член Ученого совета Чувашского государственного института гуманитарных наук (с 1996 г.), член диссертационного совета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (с 2001 г.), член редколлегии серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (с 2003 г.), член редколлегии научного журнала «Чувашский гуманитарный вестник» (с 2006 г.), член диссертационного совета Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова (с 2007 г.), член редколлегии научного журнала «Проблемы музыкальной науки» (с 2007 г.), член редколлегии научного журнала «Музыка: Искусство, наука, практика» (с 2012 г.).

Научные публикации: свыше 300 научных трудов, в том числе 16 монографий и учебных пособий.

Страницы трудовой биографии. С 1972 г. работает в Чувашском государственном институте гуманитарных наук (до мая 1994 г. — Научно-исследовательский институт языка, литературы, истории и экономики при Совете министров Чувашской АССР), где последовательно занимал должности младшего научного сотрудника (1972—1974), старшего научного сотрудника (1974—1992), заместителя директора по научной работе (1992—1994), ведущего научного сотрудника (1994—1996), заведующего отделом искусствоведения (1996—2014), главного научного сотрудника (с 2014 г.) искусствоведческого направления. В 1972—1973 гг. служил в Советской армии.

Отправной точкой для М.Г. Кондратьева в науке стала музыкальная фольклористика, открывшаяся ему в многолетней полевой практике по районам Чувашии, Татарии, Башкирии и Оренбургской области. Составленные им антологии народных песен («Песни низовых чувашей», 1981, 1982; «Песни средненизовых чувашей», 1993), переиздание дореволюционного сборника В.А. Мошкова (2011) и рукописного наследия талантливейшего фольклориста Т.П. Парамонова (2012) способствовали введению в научный и практический оборот ценнейшего пласта музыкально-поэтического творчества чувашей, изучению музыкально-фольклорных традиций этнографических и этнотерриториальных групп чувашского населения. Народная музыкально-поэтическая система исследовалась в сотнях статей, ряде монографий, диссертационных исследованиях. В книге «О ритме чувашской народной песни: К проблеме квантитативности в народной музыке» (1990) он первым рассмотрел проблему особой типологической природы ритмики чувашской народной музыки как разновидности квантитативной системы.

Несколько десятилетий музыковед разрабатывал проблему параллелей этнических культур, избрав центром чувашей и обратив свое внимание на песенный фольклор соседних поволжских народов — марийцев, удмуртов, татар, башкир, затрагивая также древние истоки болгар и венгров. Данной теме посвящены монография «Чувашская ҫавра юрӑ и ее татарские параллели» (1993), докторская диссертация, книга «Чувашская музыка: от мифологических времен до становления современного профессионализма» (2007). В них впервые введены в научный оборот и обоснованы понятия квантитативной ритмики, афористической песенной сюжетики, музыкальных диалектов, южночувашского лада, многослоговой формы, убедительно доказана глубокая структурированность всех входящих в чувашскую народно-песенную систему компонентов и существование в ней ряда региональных свойств. Упорядочение этих сведений и рассмотрение их как единой целостной культуры, названной по примеру абстракций современной науки Волго-Уральской музыкальной цивилизацией, осуществлено в монографии «Чувашская музыка в зеркале параллелей» (2018).

Наряду с фольклором, профессиональное музыкальное искусство Чувашии во всех его основных направлениях — композиторском творчестве, исполнительстве, сфере профессиональной подготовки — получило в трудах М.Г. Кондратьева обширную и глубокую разработку. В разнообразных в жанровом отношении работах — от фундаментальных монографий до статей, учебных пособий и буклетов — им исследованы вопросы формирования национальной композиторской школы, развитие отдельных жанров, творчество выдающихся деятелей культуры и искусства, музыкальных коллективов, история образовательных заведений. Глубокий анализ позволил выявить типологические для национальной композиторской школы черты и ввести ключевые для понимания творчества мастеров второй половины XX столетия понятия стилей: «национально-традиционного», «национально-нетрадиционного» и «внечувашского», диференцированных по интонационным истокам.

Исследуя музыкальную культуру советского времени и опираясь на обширную источниковедческую базу и уникальные материалы, ставшие доступными после «архивной революции» начала 1990-х гг., искусствовед восстановил подлинную историю чувашской музыки. Поднятый М.Г. Кондратьевым большой пласт документов лег в основу монографий «Композиторы Воробьевы» (2006), «Степан Максимов. Музыкант-просветитель» (2010), «"Гора золотая...": Федор Павлов и его время» (2016). Под его руководством развивается новое направление по комплексному изучению художественной культуры Чувашии. Многолетние наблюдения и собранные воедино факты позволили ему переосмыслить и сформулировать по-своему новую, целостную периодизацию «всеобщей» истории чувашского музыкального искусства.

Деятельность ученого связана с регулярными выступлениями на международных и всероссийских научных конференциях в городах Чебоксары, Москва, Санкт-Петербург, Таллин, Йошкар-Ола, Казань, Ижевск, Саранск, Астрахань, Уфа, Саратов, лекциями в ведущих консерваториях России. Он выступает экспертом по вопросам теории и истории музыки Чувашии и республик Волго-Уральского региона, оппонирует на защитах кандидатских и докторских диссертаций в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани.

Научные изыскания М.Г. Кондратьева успешно сочетаются с педагогической деятельностью. Долгое время он преподавал в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф.П. Павлова. В настоящее время богатый опыт накопленных знаний профессор передает студентам Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, студентам и аспирантам Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. М.Г. Кондратьев — основатель научной школы теории и истории чувашского народного и профессионального музыкального искусства. Подготовил 3 кандидатов наук по специальности «Музыкальное искусство».

Научная и музыкально-общественная деятельность М.Г. Кондратьева по сохранению и развитию музыкальной культуры и искусства отразилась в многостороннем сотрудничестве со многими организациями республики и региона. При его поддержке в 1989 г. открылось фольклорное отделение в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф.П. Павлова, создан класс обучения игре на старинных чувашских шлемовидных гуслях кĕсле в Чебоксарской детской музыкальной школе № 4 им. В.А. и Д.С. Ходяшевых. Несколько десятилетий сотрудничает с кафедрой этномузыкологии Казанской консерватории, с Республиканским дворцом культуры и народного творчества (прежде — Республиканский дом народного творчества): проводит лекции и семинары-практикумы.

Член Союза композиторов СССР (с 1978 г.).

Основные труды: Об одной разновидности ангемитоники в чувашских народных песнях // Советская музыка. 1979. № 5. С. 82—84; Песни низовых чувашей. Кн. 1 / сост. М.Г. Кондратьев. Чебоксары, 1981. 144 с.; Кн. 2. Чебоксары, 1982. 176 с.; К проблеме типологии ритма // Советская музыка. 1983. № 7. С. 89—94; Чувашская песня сегодня // Музыка России. Вып. 5. М.: Советский композитор, 1984. С. 255—281; Государственный ансамбль песни и танца Чувашской АССР: История возникновения. Этапы развития. Творческие искания. Чебоксары, 1989. 159 с.; О ритме чувашской народной песни: К проблеме квантитативности в народной музыке. М.: Советский композитор, 1990. 144 с.; Чувашская ҫавра юрӑ и ее татарские параллели. Чебоксары, 1993. 80 с.; Песни средненизовых чувашей / сост. М.Г. Кондратьев. Чебоксары, 1993. 336 с.; На подступах к изучению подлинной истории // Музыкальная академия. 1996. № 1. С. 84—89; Пентатонность как важнейшая характеристика чувашской музыкальной системы // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. 1996. № 5. С. 30—39; Ҫӗр ҫавра юрӑ. Чӑваш халӑхӗн афоризмла поэзийӗнчен = Сто строф. Из чувашской народной афористической поэзии. Шупашкар = Чебоксары, 1998. 143 с.; Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова: История и современность. Чебоксары: Чувашия, 1999. 71 с.; Проблема национального в музыкальном искусстве Чувашии // Проблемы национального в развитии чувашского народа: сб. статей / науч. ред. В.А. Прохорова. Чебоксары, 1999. С. 189—205; О динамике музыкально-теоретического статуса пентатоники // Музыкальная академия. 1999. № 4. С. 37— 46; Истоки и историко-типологические связи чувашской музыки до IX века н.э. // Музыкальная академия. 2001. № 3. С. 37—44; Степан Максимов: Время. Творчество. Масштаб личности. Чебоксары: Фонд ист.-культурол. исслед. им. К.В. Иванова, 2002. 334 с.; Первопроходец // Музыкальная академия. 2002. № 3. С. 142—149; Симбирско-саратовские чуваши / А.П. Долгова [и др.]; под общ. ред. М.Г. Кондратьева. Чебоксары: ЧГИГН, 2004. 274 с. (Чуваши в современном мире: история и культура). В соавт.; Композиторы Воробьевы. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. 336 с., ил. («Чӑвашсен чаплӑ ҫыннисем = Замечательные люди Чувашии»); Чувашская музыка: От мифологических времен до становления современного профессионализма. М.: ПЕР СЭ, 2007. 288 с.; Два вида архаики в музыкальной культуре чувашского народа // Проблемы музыкальной науки. Российский научный специализированный журнал. 2007. № 1. С. 170—178; Степан Максимов: Музыкант-просветитель. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2010. 320 с., ил. («Чӑвашсен чаплӑ ҫыннисем = Замечательные люди Чувашии»); Музыкальные культуры Волго-Уралья как цивилизационная целостность // Проблемы музыкальной науки / Music scholarship. 2011. № 1. С. 6—10; «Гора золотая...»: Федор Павлов и его время. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2016. 399 с., ил. («Чӑвашсен чаплӑ ҫыннисем = Заме-чательные люди Чувашии»); Музыкальная культура // Чуваши / отв. ред. В.П. Иванов, А.Д. Коростелев, Е.А. Ягафова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук. М.: Наука, 2017. С. 510—532. (Народы и культуры); Ҫӗр ҫавра юрӑ = Сто строф = One hundred stanzas. Из чувашской народной афористической поэзии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2017. 127 с.; Чувашская музыка в зеркале параллелей: к проблеме Волго-Уральской музыкальной цивилизации. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2018. 447 с. Максим Михайлов: «Настоящий русский бас» / М.Г. Кондратьев, Е.О. Андрейко. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2019. 271 с., ил. («Чӑвашсен чаплӑ ҫыннисем = Замечательные люди Чувашии»).

Литература: Трофимов А.А. Академику М.Г. Кондратьеву — 50 лет // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. 2000. № 1. С. 154—155; Ученые и сотрудники Чувашского государственного института гуманитарных наук (1930—2005) / авт.-сост. Г.Б. Матвеев. Чебоксары: ЧГИГН, 2005. С. 88, 89; Чувашская энциклопедия. В 4 т. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. Т. 2: Ж—Л. С. 306; Михаил Григорьевич Кондратьев: библиографический справочник / сост. В.А. Прохорова. Чебоксары: ЧГИГН, 2008. 90 с.; Макарова СИ. «Удивительно, как он смог столько сделать... » (М.Г. Кондратьев) // Мастера музыкального искусства: [очерки] / [сост. М.Г. Кондратьев]. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. Т. 7. С. 164—174. (Библиотека Президента Чувашской Республики); Пире тыткӑнлакан ытарайми ӳнер тӗнчи // Ӑс-хакӑл хӑвачӗ: интервьюсем / материала Л.Н. Сачковӑпа Л.П. Петров хатӗрленӗ; ӑсл. ред. Л.П. Петров. Шупашкар: ЧПГӐИ, 2015. С. 164—172; Кондратьев Михаил Григорьевич (К 70-летию со дня рождения) // Чувашский гуманитарный вестник, 2018. № 13. С. 237—243; Исмагилова ЕЖ К юбилею исследователя чувашской музыкальной культуры Михаила Григорьевича Кондратьева // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2018. № 1 (35). С. 106—108; Бушуева Л.И. Проблемы музыкознания в исследованиях Михаила Кондратьева // Проблемы музыкальной науки. 2018. № 4. С. 8—15; Bushueva L.I. Musicological Issues in the Research Works of Mikhail Kondratiev // ICONI. 2019. No. 1. Рр. 125—134.

 

Другую информацию смотреть по ссылке: http://www.wiw-rf.ru/members/person_53137.html