Осознать себя как современную нацию. К столетию Ф.М. Лукина // Музыкальная академия. 2013. №3. С. 42-50.

просмотров: 530Кондратьев Михаил Григорьевич

Кондратьев Михаил. Осознать себя как современную нацию. К столетию Ф.М. Лукина // Музыкальная академия. 2013. №3. С. 42-50.

 

 

Суть музыкально-исторических процес­сов, охвативших в XX столетии многие национальные провинции земного шара, лаконично охарактеризована в одной из ста­тей выдающегося отечественного музыковеда В. Дж. Конен: «От Кавказа и Средней Азии до Северной Америки, от Японии до Африки, от Ближнего Востока до Латиноамериканских стран — всюду (или почти всюду) в наше вре­мя возникают местные композиторские школы, развивающиеся в русле оперно-симфонической традиции (или появляются хотя бы отдельные произведения), в которых «ориентальные» музыкальные черты органически сплавлены с европейскими»1. В определенной степени эти слова можно адресовать и национальным про­винциям России. В том же XX веке многие из них конституируются в республики. Ускоренное развитие художественной культуры в них подстегивалось обо­стренным чувством самосохранения населяющих их народов в бурных перипетиях исторического развития и, соответственно, стремлением к национально-культурной самоидентификации. Более или менее успешное приобщение к европейской циви­лизации означало включение их культур в общемировые про­цессы Нового времени.

Отсюда проистекают различия и в системе приоритетов со в ре -менной культурной среды, исторически сложившейся в той или иной части полинациональной и поликонфессиональной России. Не учитывая специфику культурной истории и практики респу­блик Поволжья, связанных общностью тысячелетних традиций (так, в обиходе музыковедов фигурирует понятие «пентатонная зона Поволжья», нечто подобное выделяют и лингвисты, говоря о «Волга-Камском языковом союзе»), порой трудно понять и особенности современного музыкально-исторического процес­са. Автора настоящих заметок подвиг к размышлениям по этому поводу столетний юбилей Филиппа Мироновича Лукина — в 1948—1977 годы председателя правления Союза композиторов Чувашии, одного из активных участников важнейших событий и акций Союза композиторов России, состоявшего членом его правления в 1960—1979 годы.

 

Подробнее см. прикрепленный файл.