НОВЫЕ СИМФОНИЧЕСКИЕ И ВОКАЛЬНО-СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЧУВАШСКИХ КОМПОЗИТОРОВ (Обзор)

просмотров: 559Кондратьев Михаил Григорьевич

Если 60-е годы в чувашской музыке принесли обильные пло­ды в театральных жанрах — опере и балете, то в середине 70-х не менее показательно (развивается инструментальная симфони­ческая и вокально-симфоническая музыка. Эти разновидности крупных форм имеют различные истоки и традиции в чуваш­ском музыкальном искусстве. Если говорить о симфонической музыке, то она, в процессе своего развития, однажды уже достигла первой значительной вершины — в конце 30-х гг. в творчестве Г. Воробьева. После Великой Отечественной войны наши композиторы долгое время нe выходили за рамки уже известных «национально-романтических» образов. Ю. А. Илюхин указывает, что в это время «композиторы еще не были подготовлены к созданию полноценных оркестровых произведений, и опыты молодых авторов во многом носили ученический характер».

Наступление нового этапа связано с именами Т. Фандеева, Ф. Васильева, А. Токарева, А. Петрова. К 60-м гг. уже созданы инструментальные концерты В. Ходяшева, оркестровые сочине­ния М. Алексеева. Они знаменуют собой подъем второй симфо­нической «волны» в творчестве чувашских композиторов, она еще не достигла своей кульминации. Продолжая традиции, иду­щие от вершин 30-х гг., композиторы расширяют образную сферу чувашского искусства.

Можно констатировать факт многопланового влияния симфо­низма Д. Д. Шостаковича. Это, очевидно, неизбежно в наше время при обращении советского композитора любой националь­ности к идейно-тематическим сферам, затронутым и осмыслен­ным Шостаковичем в форме многочастной симфонии. Так, например, «Военная симфония» Ф. Васильева (1975 г., создана к 30-летию Победы) в первой части, изображающей картину сражения (заголовок части: «Вӑрҫӑ хирӗнче» — «На поле бит­вы»), по средствам сходна с мотарно-динамическими «баталь­ными» эпизодами у Шостаковича.