А.П. ЛЕОНТЬЕВ. О ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЕ ГАЗЕТЫ «ХЫПАР»-3 И ЕЕ РЕДАКТОРА АГАФЬИ ГАВРИЛОВНЫ ГАВРИЛОВОЙ

28.06.2018 11:49 | просмотров: 2749
 А.П. ЛЕОНТЬЕВ. О ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЕ ГАЗЕТЫ «ХЫПАР»-3 И ЕЕ РЕДАКТОРА АГАФЬИ ГАВРИЛОВНЫ ГАВРИЛОВОЙ

 

А.П. ЛЕОНТЬЕВ. О трагической судьбе газеты «Хыпар»-3

и ее редактора Агафьи Гавриловны Гавриловой

 

Ключевые слова: газета «Хыпар», редакторы, чувашские социалисты-революционеры (эсеры), Чувашское национальное общество (ЧНО), Народная армия Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуча), репрессии, реабилитация.

 

История газеты «Хыпар», первого периодического издания на чувашском языке, неотделима от деятельности чувашской организации партии эсеров. Возрожденная после февральской революции, газета во весь период своего дальнейшего функционирования позиционировала себя как последовательный рупор антибольшевизма и защитница всенародно избранного Всероссийского Учредительного собрания. Впоследствии почти все ее редакторы были репрессированы. Настоящая статья посвящена трагической судьбе одного из них – Агафьи Гавриловны Гавриловой – сподвижницы лидеров чувашского национального движения Н.В. Никольского, Г.Ф. Алюнова, С.Н. Николаева, Г.Т. Титова, И.В. Васильева.

 

В числе редакторов газеты «Хыпар» были две женщины. Их звали одинаково: Агапия Николаевна Николаева (Кармачева) и Агафья Гавриловна Гаврилова. Обе окончили женское училище при Симбирской чувашской учительской школе и преподавали в сельских школах; обе сотрудничали в эсеровском «Хыпаре» 1906–1907 гг., были отстранены от работы на ниве просвещения и состояли под особым надзором полиции за революционную деятельность. Следующая символическая параллель: Агапия Николаевна была шестым редактором газеты «Хыпар» 1906–1907 гг., Агафья Гавриловна – шестым редактором «Хыпара» 1917–1918 гг. К сожалению, подготовленный Агапией Николаевой первый номер газеты от 3 июня 1907 г. был изъят казанской жандармерией, а верстка его рассыпана, т. е. уничтожена. Лишь после преодоления многочисленных препятствий Николаева смогла устроиться на должность учителя.

На этом параллели в судьбах двух чувашских революционерок заканчиваются. После выпуска трех номеров эсеровско-комучевского «Хыпара» физически была уничтожена Агафья Гавриловна Гаврилова, и долгое время ее имя было предано забвению.

История «Хыпара»-3[1] – самая трагичная в биографии первой чувашской газеты. Воссоздание газеты предваряли следующие события. После упорных и кровопролитных боев против Красной армии 7 августа 1918 г. части Народной армии Комуча и чехословацких войск вошли в Казань. Один из лидеров чувашской автономной организации партии эсеров Г.Ф. Алюнов был назначен помощником особоуполномоченного Комуча по Казанской губернии. 14 августа 1918 г. приказом другого помощника особоуполномоченного Комуча И.С. Алкина ликвидированы все советские учреждения и организации. ЧНО образовало свою ликвидационную комиссию под председательством И.В. Васильева (в составе комиссии была также А.Г. Гаврилова). 15–18 августа комиссия описала все имущество и денежные средства газеты «Канаш»[2], Комиссариата по чувашским делам, подотделов Чувашского отдела при Наркомнаце и издававшегося им сельскохозяйственного журнала на чувашском языке «Ана» (Нива). Приказом Г.Ф. Алюнова от 30 августа 1918 г. все конфискованное имущество было передано в распоряжение ЧНО. Фактически оно вернуло себе и газету «Хыпар», и бывший свой Фонд, которые у них были экспроприированы левыми эсерами во главе с Д.П. Петровым (Юманом) в феврале того же года.

27 августа 1918 г. возобновлено издание газеты «Хыпар» под редакцией А.Г. Гавриловой. До занятия Казани частями Красной армии (10 сентября 1918 г.) вышло еще два номера газеты.

Читатели в какой-то мере знакомы с публикациями «Хыпара»-1 и
«Хыпара»-2. Хотя «читатели» – это чересчур. Точнее сказать – исследователи. А «Хыпар»-3 для историков – сплошное «белое пятно». Лишь А.В. Изоркин «просматривал № 2 этой газеты в республиканской Книжной палате», как он пишет, «когда готовил статью», и отмечает, «что в 3-х номерах «Хыпара», выходившего в чехословацко-комучевской Казани, размещены одни лишь воззвания» [5. С. 2]. Здесь исследователь неправ. Нами проанализированы все три номера издания. Заголовки материалов раскрывают суть их содержания: «Хыпар» воскрес» (хроникальная информация), «Взятие Казани чехословаками» (репортаж), «Из заявления казанского комитета социалистов-революционеров» (документ), «Казанский фронт Народной армии» (репортаж), «Заповеди (фельетон)», «Чувашские офицеры» (статья), «Женская доля» (эссе), «Рождение ребенка» (эссе). «Вполне» газетные публикации. В этих и других материалах выражена безоговорочная поддержка чувашскими правыми эсерами деятельности Комуча – первого антибольшевистского правительства России, организованного 8 июня 1918 г. в Самаре членами Учредительного собрания, разогнанного большевиками 6 января 1918 г.

В частности, в статье «Чувашские офицеры» А.Г. Гаврилова приводит слова одного из добровольцев: «Узнав о том, что мы – тайно сбежавшие из Чебоксарского уезда офицеры, подполковник страшно обрадовался. <…> В первом офицерском батальоне Народной армии чувашских офицеров собралось 40 человек. Сегодня, 27 августа, с мечтой о скорой победе над черным врагом и грезами о грядущей светлой жизни и для себя, и для своих земляков мы гордо уходим на войну» [1. С. 3].

Этот (и не только) материал напрочь опровергает одно из утверждений А.В. Изоркина, будто «...за Алюновым тоже водятся грехи. Именно по его приказу проживавших в Казани 40 чувашей, пригодных к воинской службе, насильно мобилизовали в Белую армию» [5. С. 2]. Как видим, претерпевшие разбой и самоуправство красноармейцев чувашские офицеры в Народную армию вливались добровольно. Активный участник событий того периода Д.П. Петров (Юман) вспоминает «по свежим следам», что приближение фронта и налеты народоармейцев «послужили сигналом к поголовному бегству из чувашского края на территорию Комуча чувашского офицерства (последнего насчитывалось тысяча человек). <…> Большая часть сбежавших за фронт офицеров-чувашей наполнила ряды наиболее стойких частей генерала Каппеля» [8. С. 69.]

Еще в августе 1917 г. А.Г. Гаврилова стала казначеем проэсеровского Казанского чувашского военного комитета. С того же месяца она – секретарь правления ЧНО. И отныне ни одно более или менее заметное событие в национально-освободительном движении чувашей не происходило без ее деятельного участия. В соответствии со своим положением и идеологическими взглядами А.Г. Гаврилова становится ближайшей помощницей лидеров Чувашского национального общества Г.Ф. Алюнова и И.В. Васильева [3. С. 94]. После отъезда их в Уфу на Государственное совещание – форум антибольшевистских правительств, политических партий, казачьих войск и местных самоуправлений Востока России – Агафья Гавриловна остается в Казани во главе ЧНО. А перед выездом Г.Ф. Алюнов «отпраздновал свою свадьбу, и присутствие на ней было последним ярким впечатлением в жизни А.Г. Гавриловой» [3. С. 96].

Открыто встав на сторону противников большевистской власти, редакция газеты и ее редактор А.Г. Гаврилова не могли не знать о последствиях такой позиции. И они не замедлили сказаться сразу же после отступления частей Народной армии и взятия Казани Красной армией.

Из «Доклада о деятельности Чувашского отдела Народного комиссариата по делам национальностей»: «По восстановлении П[олит]/отделов в октябре м-це, принимая во внимание активную борьбу с Отделом Центрального Правления Чувашского национального общества, было постановлено ликвидировать это общество. Распоряжение о ликвидации этого общества было отдано местным Советам в форме приказа, потому ликвидация прошла быстро. Некоторые члены Правления были задержаны Казанской губернской чрезвычайной комиссией. Редактор «Хыпара» и еще один член были расстреляны» [2].

«Еще один расстрелянный» – это Т.Н. Николаев (Хури), – утверждает А.В. Изоркин, – член партии социалистов-революционеров с 1903 г., в 1906–1907 гг. – член редколлегии газеты «Хыпар». В революционных событиях 1917–1918 гг. не участвовал. Тем не менее, в сентябре его вместе с гражданской женой А.Г. Гавриловой чекисты арестовали и расстреляли» [4. С. 2].

В действительности, известнейший эсер-максималист (приверженец широкого применения террористических методов борьбы) Т.Н. Николаев (Хури) арестован чекистами 4 октября, расстрелян 6 октября 1918 г. [6. С. 200]. «Еще один член» – это сотрудник «Хыпара» Николай Иванович Рубачёв, не успевший, или не захотевший уйти вместе с антибольшевистскими силами, или же надеявшийся на снисходительность победителей в только что отгремевших баталиях [6. С. 203–215].

А Тимофей Николаевич с Агафьей Гавриловной не встречались в эти жуткие дни «красного террора»…

Управление ФСБ РФ по Республике Татарстан нам предоставило копию «Показаний» в ЧК А.Г. Гавриловой. Приведу их с некоторыми сокращениями: «С 15 августа я, как назначенная редакторша, стала работать. Все статьи мои и моих сотрудников – в освещение текущего момента – были направлены для защиты Учредительного собрания. <…> За редактора меня назначил уполномоченный Учредительного собрания Алюнов. Когда пришли красноармейцы, то я бежала из Казани со своими хозяевами в Чистополь. Затем я вернулась... Когда пришли на квартиру, меня арестовали. Найденный у меня револьвер системы наган, который я спрятала во дворе... (неразборчиво. – А.Л.).

Читала. А. Гаврилова».

А дальше – орфографически неграмотное, но политически «правильное» постановление:

«Разстрелять.

7.10.[19]18.

Лацис»[3] [6. С. 194–195].

 

Свои «Показания» А.Г. Гаврилова писала не сама. И подпись не ее. Это подтверждает собственноручно написанное ею заявление на имя коменданта военно-полевого трибунала, где она просит свой вклад в сумме двух тысяч тридцати девяти руб. (2039 руб.), находящийся в Казанском ссудосберегательном товариществе (банк мелкого кредита), «зачислить в Чувашский национальный фонд и с них Комиссариат выдавал бы по своему усмотрению в пособие неимущим ученицам-чувашкам, обучающимся в учебных заведениях г. Казани» [6. С. 195–196].

В конце 2005 г. от имени Издательского дома «Хыпар» его генеральный директор-главный редактор, автор этих слов, обратился в Управление ФСБ России по Республике Татарстан с просьбой предоставить дополнительные материалы о судьбе А.Г. Гавриловой. Ответ обескуражил. Оказывается, прокуратура Республики Татарстан вынесла решение, что редактор «Хыпара» «была осуждена за общеуголовное преступление и реабилитации по Закону РФ от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» не подлежит (курсив наш. – А.Л.)». Но ведь «Гаврилова Агафья Гавриловна, 1878 года рождения, 27 сентября 1918 г. была арестована по обвинению в выпуске контрреволюционной газеты и незаконном хранении огнестрельного оружия» и именно за это 7 октября 1918 г. приговорена к расстрелу Чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией на Чехословацком фронте [6. С. 192–193].

Итак, по версии прокуратуры Татарстана, А.Г. Гаврилова вплоть до
2005 г. считалась уголовной преступницей. От имени Издательского дома «Хыпар» мы решили ходатайствовать о реабилитации А.Г. Гавриловой перед Генеральной прокуратурой РФ. 16 января 2006 г. прокуратурой Республики Татарстан наконец-то было принято решение о реабилитации (курсив наш. – А.Л.) Гавриловой Агафьи Гавриловны на основании ст. 3, 5 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» [6. С. 197–198].

Так восторжествовала справедливость по отношению к «женщине-гражданке»[4], не поступившей с принципами и положившей свою голову на алтарь борьбы с большевистской властью.

Узнав о ее гибели, узник Казанской городской тюрьмы Г.Ф. Алюнов в письме на волю с нескрываемой горечью пишет: «Меня ужаснула весть об убийстве Н.И. [Рубачёва]. То, что расстреляли А.Г. [Гаврилову], более понятно: эта нечисть (т. е. чекисты-большевики. – А.Л.) не могла терпеть около себя бытия святой женщины. Сами подумайте, друзья мои: сумеет ли сработаться среди них Кевĕрле (Гавриил. – А.Л.)? Какими бы глазами они смотрели на меня? Положение кошмарное» [7]. 12 июля 1921 г., при загадочных обстоятельствах, душа Г.Ф. Алюнова также покидает земной мир. Так в течение непродолжительного времени новой властью были уничтожены четыре «хыпаровца». Но это было только начало. В 1930–1940 гг. всего было репрессировано около сорока чувашских общественно-политических деятелей и представителей интеллигенции, в той или иной степени имевших непосредственное отношение к газетам «Хыпар» и «Канаш».

 

Литература

 

1. Гаврилова А.Г. Чăваш офицерĕсем // Хыпар. 1918. № 1. 1 сент. С. 3.

2. Государственный исторический архив ЧР. Ф.Р-2669. Оп. 3. Д. 527. Л. 62.

3. Изоркин А.В. Пули революции безжалостны… // Их имена останутся в истории. Вып. 2. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1994. С. 90–96.

4. Изоркин А.В. Революцин вĕри тăхланĕ // Хыпар. 1993. №173. 23 авг. С. 2.

5. Изоркин А.В. Çу вĕçĕнче шавланă туй // Хыпар. 1998. № 191. 18 сент. С. 2.

6. Леонтьев А.П. «Хыпар»: минувшее и настоящее. Факты. События. Личности. Судьбы. Чебоксары: ИД «Хыпар», 2011. 640 с.

7. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 319. С. 633.

8. Петров Д.П. Чувашия: историко-политический и социально-экономический очерк. М–Л.: Госуд. изд-во., 1926. 104 с.

_______________________________________________________________________

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ – научный сотрудник исторического направления Чувашского государственного института гуманитарных наук, Россия, Чебоксары (alexej.leontjew2014@yandex)

______________________________________________________________________

 

 

 

A. P. LEONTIEV

 

ABOUT THE TRAGIC FATE OF THE NEWSPAPER «HYPAR-3»

AND EDITOR OF AGAFYA GAVRILOVNA GAVRILOVA

 

Key words: «Hypar» newspaper, editors, Chuvash socialists-revolutionaries (esers), Chuvash national society (CHNO), people's army Of the Committee of members of the all-Russian Constituent Assembly (Komuch), repressions, rehabilitation.

 

The history of the newspaper «Hypar», the first periodical in Chuvash language, inseparable from the activities of the Chuvash organization of the party of esers. Revived after the February revolution, the newspaper positioned itself as a consistent mouthpiece of anti-Bolshevism and defender of the popularly elected all-Russian Constituent Assembly during the entire period of its further functioning. Subsequently, almost all of its editors were repressed. This article is devoted to the tragic fate of one of them-Agafya Gavrilovna Gavrilova-associate leaders of the Chuvash national movement N. V. Nikolsky, G. F. Alunov, S. N. Nikolaev, G. T. Titov, I. V. Vasiliev.

 

 

References

 

1. Gavrilova A.G. Chăvash ofitserĕsem [Chuvash officers]. Khypar [Hypar]. 1918. № 1. 1 sentyabrya. p. 3.

2. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv ChR [State historical archive of the Chuvash Republic]. F.R-2669. Op. 3. D. 527. p. 62.

3. Izorkin A.V. Puli revolyutsii bezzhalostny…[The bullets of the revolution of the battle…]. Ikh imena ostanutsya v istorii. Vyp. 2. [Their names will remain in history, issue 2]. Cheboksary: Chuvash. kn. izd-vo Publ., 1994. pp. 90–96.

4. Izorkin A.V. Revolyutsin vĕri tăkhlanĕ […]. Khypar [Hypar]. 1993. №173. 23 avg. p. 2.

5. Izorkin A.V. Çu vĕçĕnche shavlană tui […]. Khypar [Hypar]. 1998. № 191. 18 sent. pp. 2.

6. Leont'ev A.P. «Khypar»: minuvshee i nastoyashchee. Fakty. Sobytiya. Lichnosti. Sud'by [«Hypar»: past and present. Evidence. Events. Personalities. Fates]. Cheboksary: ID «Khypar» Publ., 2011. 640 p.

7. NA ChGIGN [The scientific archive of the Chuvash state Institute of Humanities]. F. I. T. 319. p. 633.

8. Petrov D.P. Chuvashiya: istoriko-politicheskii i sotsial'no-ekonomicheskii ocherk [Chuvashia: historical-political and socio-economic essay]. Moscow–Leningrad: Gosud. izd-vo. Publ., 1926. 104 p.

______________________________________________________________

LEONTIEV ALEXEI – researcher of the historical areas of the Chuvash state Institute of humanitarian Sciences, Russia, Cheboksary (alexej.leontjew2014@yandex)

______________________________________________________________

 

Ссылка на статью: Леонтьев А.П. О трагической судьбе газеты «Хыпар-3» и ее редактора Агафьи Гавриловны Гавриловой // Вестник Чувашского университета. – 2018. – № 2. Стр. 93-98.

 

 

 


[1] Деятельность издания автор делит на четыре периода: «Хыпар»-1 – 1906–1907 гг. (г. Казань), «Хыпар»-2 – май 1917 – февраль 1918 гг., «Хыпар»-3 – август–сентябрь 1918 гг. (г. Казань), «Хыпар»-4 – октябрь–ноябрь 1918 (г. Уфа).

[2] О том, как правоэсеровский «Хыпар» стал советской и левоэсеровской газетой «Канаш» – в статье А.П. Леонтьева «Кто и как «советизировал» «Хыпар» (№2 «Вестника Чувашского университета» за 2012 г., с. 51–53).

[3] Лацис Мартын Иванович (Янович) – в июле-ноябре председатель ЧК и Военного трибунала 5-й армии Восточного фронта.

[4] В докладе на 1-ом Общечувашском съезде учащихся 26 (13) мая 1918 г. под названием «Женщина-гражданка» А.Г. Гаврилова восклицает: «Женщина имеет право взойти на трибуну, так как она имеет право взойти на эшафот!»