ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ НАЗВАНИЙ ДУХОВ ПРЕДКОВ И СВЯТЫХ В ЧУВАШСКОЙ НАРОДНОЙ РЕЛИГИИ

16.01.2018 18:26 | просмотров: 1571

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ НАЗВАНИЙ ДУХОВ ПРЕДКОВ И СВЯТЫХ В ЧУВАШСКОЙ НАРОДНОЙ РЕЛИГИИ

Родионов Виталий Григорьевич


ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ НАЗВАНИЙ ДУХОВ ПРЕДКОВ
И СВЯТЫХ В ЧУВАШСКОЙ НАРОДНОЙ РЕЛИГИИ

Ключевые слова: историческая стратификация, чувашское неоязычество, са-
кральные места, мусульманские святые, иерархия духов, мифологические персо-
нажи, образ Балыма.
Исторический анализ фонетики и семантики названий духов предков и святых в
чувашской народной религии позволяет реконструировать их иерархию и хроноло-
гическую последовательность. Самым главным и старшим духом предков чувашей
был Вылы. Образ Балыма, взятый из религиозной литературы, а также легенды
об этом святом исцелителе в Волжской Булгарии сложились не позднее середины
XII в. Мусульманский прорицатель и предсказатель со временем превратился в
главного святого и исцелителя булгар и их потомков. Исконно булгарский вариант
названия святого (Палем / Пальăм хуçа) после разрушения традиционной религии
чувашей в результате массовой христианизации потерял первоначальное значе-
ние первого слова, слился с другим мифологическим персонажем (Валĕ, Валь турă)
и прошёл следующие этапы трансформации: валĕ > валлем > валем > Валем /
Валĕм.... И т.д.

Полностью в pdf -файле в разделе ПУБЛИКАЦИИ.