Открывается выставка, посвященная творчеству одного из зачинателей профессионального изобразительного искусства Чувашии, Ю.А. Зайцева

20.09.2019 09:46 | просмотров: 1179
Открывается выставка, посвященная творчеству одного из зачинателей профессионального изобразительного искусства Чувашии, Ю.А. Зайцева

27 сентября в 16:00 в залах ЧГХМ открывается выставка, посвященная творчеству одного из зачинателей профессионального изобразительного искусства Чувашии, Юрия Антоновича Зайцева. В экспозиции представлены более 90 произведений (живопись, графика, фотография) и архивные документы из собрания Чувашского государственного художественного музея, Чувашского государственного института гуманитарных наук, частных коллекций.

Выставка акцентирует внимание зрителей на произведениях Ю.А. Зайцева, посвященных г. Чебоксары и его окрестностям, однако их кругом не ограничивается.

Родился Ю.А. Зайцев 27 сентября 1890 г. (в документах до репрессии годом рождения указывается 1884, а в паспорте, полученном после реабилитации, поставлен 1890) в деревне Ирх-Сирмы-Кошки Воскресенской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии в крестьянской семье.

Зайцев не получил специального художественного образования, поэтому к самостоятельному художественному творчеству обратился только в 1923 г., когда в г. Лубны Полтавской области он познакомился с художником А.И. Фоминым - выпускником Императорской Академии художеств. Под его руководством получил практические навыки в станковой живописи. Часть из сохранившихся произведений художника лубенского периода принадлежит ЧГХМ: «Галки на ветках». «Весна. Лубны», «Портрет артиста Гагарина», «Лубны. Развалины», «Медный таз с цветами».

Вернувшись в Чувашию в 1927 году, художник исследует национальную тему, в рамках которой наибольший интерес представляет произведение «Чувашская женщина», оно знаменует собой пример авангардизма и нового подхода в поиске национальных аспектов художественного языка.

В 1933 г. Зайцев участвует в правительственной экспедиции по изучению культурно-бытового и социального положения чувашских деревень Ядринского, Урмарского и Красночетайского районов республики. Это позволило ему как художнику собрать огромный материал для воплощения будущих замыслов.

В 1934 г. Ю.А. Зайцева принимают в члены Союза чувашских советских художников. Значительные творческие достижения художника в этот период связаны с вдохновенным воспеванием женских образов. Для них характерно глубокое проникновение и отражение психологии внутренних чувств современниц, их человеческого достоинства перед новым вызовом времени.

В 1935 и 1936 годах художник выезжает в творческие командировки в Казахстан. Выставки, организованные по их итогам в Алма-Ате и городе Бертыс имеют всесоюзный успех, а художник оказывает существенное влияние на становление живописной школы Казахстана.

В 1939-1940 годах Зайцев работал в чувашских деревнях Башкирии, где собирал материалы к 50-летнему юбилею классика чувашской литературы К.В. Иванова.

Начиная с 1940-х годов поиски национального художественного языка у Зайцева эволюционируют по пути усиления декоративности цвета, его символического «звучания». Художественный язык произведений Зайцева имеет яркую национальную специфику, отражающую тесную связь с народным мироощущением и мировосприятием. Художник отмечал, что «символика цвета в полотне – это мои размышления… Я, когда песню слушаю, звук представляю фигурой… Яркие краски – это, видимо, зов души, зримая песня…». Благодаря природному дарованию он создал ряд живописных произведений, которые вошли в сокровищницу чувашской культуры.

Не менее значимо фотографическое творчество Ю.А. Зайцева. Природная одаренность и целеустремленность позволили ему подняться до такого профессионализма, что фотографическая деятельность Зайцева стала известна даже на международном уровне. Фотограф совершенствовал нестандартный бромомасляный (бромойль) способ позитивной фотопечати, вносил в отпечаток существенные изменения, стилизовал его, что позволяло придать снимку вид гравюры или одноцветной живописи (гризайль). Окончательный вариант снимка часто получался в единственном экземпляре, что тоже сближало с практикой художника, нежели фотографа.

Время, в котором жил и творил Ю.А. Зайцев было неоднозначным, политические обвинения приводили к репрессивным мерам, которые, к сожалению, не миновали художника. Гонения начались по приезду на родину еще в 1928 г., когда по идеологическим мотивам ему отказали в приеме в члены Чувашского филиала АХХР, ибо творчество художника не укладывалось в каноны времени. В 1930 г. в результате конфискации фотоателье была прервана его активная фотографическая деятельность. В 1936 г., когда Зайцев находился в Казахстане, его опять по политическим мотивам исключили из Союза чувашских советских художников.

В 1945 г. Ю.А. Зайцев по доносу был арестован и осужден по статье 58 УК РСФСР пяти годам лишения свободы и с последующим поражением на три года. Только в 1958 г. постановлением Президиума Верховного суда РСФСР приговор отменен за не доказанностью обвинения.

В 1965 г. в залах Чувашской государственной художественной галереи была открыта персональная выставка Ю.А. Зайцева, а в 1968 г. ему присвоено звание заслуженного художника Чувашской АССР

Источник: Художественный музей: Юрий Зайцев. Зримая песня...